Бизнес-джетам в Стамбуле придется «ужаться»


В аэропорте Sabiha International начинается реконструкция ВПП

Начиная с мая 2015 года во втором по величине аэропорте Стамбула – Sabiha Gokcen Airport – начинается реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая существенно повлияет на бизнес-трафик в городе. Официально работы по ремонту ВПП должны начаться в мае и закончитья в сентябре, однако эксперты скептически относятся к данным заявлениям, считая, что работы затянутся как минимум на полгода. Ограничения будут действовать в рабочие дни, когда аэропорт будет полностью закрыт для приема и выпуска всех воздушных судов в ночное время.

За последние два года деловой трафик в Sabiha Gokcen Airport существенно вырос. Если еще в 2012 году доля бизнес-рейсов аэропорта составляла не более 25% от общего трафика Стамбула, то в последнее время Sabiha Gokcen Airport и Istanbul International Airport практически «уровнялись» по количеству обслуживаемых рейсов.

И этому есть объяснение. Sabiha International распложен в азиатской части Стамбула, где как раз и сосредоточено большое количество деловых центров, свободных экономических зон и элитной недвижимости. Кроме этого, неидеальная транспортная инфраструктура города делает Sabiha Gokcen Airport весьма популярным у пользователей услуг деловой авиации, рассказали BizavNews в Gozen Air Service (крупнейший провайдер услуг деловой авиации в Турции).

Что же касается Istanbul International Airport, то аэропорт также работает на пределах возможностей, обслуживая максимальное количество рейсов, и с наступлением летнего сезона ситуация может обостриться. Сейчас Istanbul Ataturk переживает масштабную реконструкцию аэродромной инфраструктуры, которая наложила определенный отпечаток и на полеты бизнес-джетов.

Но даже несмотря на явные неудобства для бизнес-операторов, количество слотов в Sabiha Gokcen Airport и Istanbul International Airport увеличено не будет в связи с быстро растущим трафиком линейной авиации.

Впрочем, все чаще операторы обращают свой взгляд и на третий стамбульский аэропорт Tekirdağ Çorlu Airport, расположенный в 120 км от центра Стамбула и имеющий скоростное шоссе, позволяющее добираться до города менее чем за полтора часа. «В аэропорту нет особых «прелестей» для бизнес-путешественников, отсутствует специализированный терминал и все пассажиры проходят предполетные формальности в едином потоке. Но это очень хорошая альтернатива перегруженному Istanbul International Airport. И те отзывы, которые мы получаем от клиентов, вдохновляют нас. Все процедуры проходят очень быстро, а также в аэропорту отсутствуют слоты и ограничения на паркинг воздушных судов. Несмотря на то, что расстояние до центра Стамбула на первый взгляд кажется весьма внушительным – это обманчиво. Прекрасная дорога, отсутствие пробок делают аэропорт в будущем весьма привлекательным для пассажиров, особенно принимая во внимание автомобильную ситуацию в городе в целом», - комментируют в Gozen.

За первый квартал 2015 года Gozen Air Service обслужил в турецких аэропортах чуть больше 900 рейсов, что примерно соответствует прошлогодним показателям. Первые три месяца года – традиционно низкие по активности среди операторов, но с наступлением высокого летнего сезона картина меняется и аэропорт в определенные дни обслуживает до 100 рейсов.

На долю Gozen Air Service приходится до 75% всех рейсов деловой авиации. Согласно данным компании, в 2014 году удалось обслужить чуть более 6000 рейсов, что в процентном соотношении дало увеличение на 15% по сравнению с 2013 годом.

Существенных инфраструктурных инвестиций в текущем году Gozen Air Service не планирует, так как обладает достаточным количеством объектов, необходимых для обеспечения рейсов любой сложности и на любых типах воздушных судов. Однако основные надежды компания связывает с новым аэропортом, который откроется в 2017 году в 40 километрах к северу от Стамбула. С пассажиропотоком в 150 млн. пассажиров он станет крупнейшим в Европе (шесть взлетно-посадочных полос, два пассажирских терминала, грузовой комплекс, зарезервировано место под бизнес-авиацию и выставочный комплекс). Уже сейчас компания резервирует для собственных нужд участки земли для строительства инфраструктуры с нуля. По турецкому законодательству арендный договор заключается сроком всего на пять лет с последующей пролонгацией, что весьма рискованно для инвестиций в серьезные проекты. Механизм же компенсаций при расторжении арендного договора еще более сложен, как по процедуре, так и по времени. Поэтому компания, инвестирующая «длинные» деньги, должна учитывать этот факт.

Напомним, что на территории аэропорта Ataturk расположен единственный терминал для бизнес-пассажиров, который используют все операторы. Это связано с особенностями турецкого законодательства, согласно которому функции иммиграционных и таможенных служб не могут быть отданы на аутсорсинг – это государственные функции. Строить же FBO ради FBO в Турции не хотят, и поэтому пассажиры обслуживаются в весьма скромном, но очень комфортном терминале. В среднем время прохождения всех процедур занимает не более 15 минут, после чего пассажиры отправляются на борт самолета. Здесь все рядом – перрон, рассчитанный на одновременное нахождение 60 самолетов различной вместимости, имеет собственные рулежные дорожки. Хотя время руления в связи с трафиком может достигать 20-25 минут.