Ми-38 набирает обороты


Новый Ми-38 на МАКС-2015 предстал в виде салона-демонстратора

Программа среднего многоцелевого вертолета Ми-38, прототипы которого представлены на авиасалоне МАКС-2015, перешла к фазе серийного производства. В преддверии сертификации машины, которая намечена на 2015 г., на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) начата сборка первой серийной партии.

Сейчас Ми-38 проходит сертификационные испытания на Московском вертолетом заводе им. М.Л. Миля (МВЗ). В работах задействованы два последних опытных образца – третий и четвертый, оба они оснащены новыми турбовальными двигателями ТВ7-117В разработки компании «Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК). В отличие от третьего прототипа, четвертый представляет собой предсерийный образец, в конструкцию которого внедрены все системы и агрегаты для серийных вертолетов. В частности, он получил ударостойкую топливную систему и увеличенные иллюминаторы.

Второй прототип переоборудован в натурный стенд для испытаний несущей системы и ряда других механизмов. Первый опытный образец исполняет роль демонстрационного борта. Специально для этого на него установили VIP-салон. По каждому борту расположено по два кресла повышенной комфортности и столик между ними. Ширина прохода между креслами превышает 60 см. Ближе к хвостовой части салона со стороны каждого борта располагается по одному дивану, каждый из которых предназначен для четырех пассажиров; ширина одного места составляет 50 см. Предусмотрена и установка дополнительного оборудования, аудио- и видеоаппаратуры, мини-бара. Для посадки пассажиров вертолет оснащается дверью-трапом, расположенной по левому борту. Базовая пассажирская модификация Ми-38 рассчитана на перевозку 30 чел. (бортпроводник и 29 пасс.), шаг кресел составляет 75 см.

К настоящему времени сертификат типа на ТВ7-117В уже получен. В ОДК пояснили, что документ оформили этим летом на двигатель, наработавший во время испытаний 100 ч. К концу года корпорация рассчитывает получить дополнение к сертификату типа на установку с ресурсом в 1000 ч. В общей сложности холдинг «Вертолеты России» заказал 50 моторов ТВ7-117В.

Разработка Ми-38 стартовала в 1980-х гг. Первый опытный образец поднялся в воздух в 2003 г., второй полетел в 2010-м. Испытания третьего прототипа стартовали в конце 2013 г., первый полет четвертого опытного образца состоялся осенью 2014 г.

Ми-38 разрабатывается как вертолет нового поколения, который будет более грузоподъемным, чем популярное транспортное семейство Ми-8/17. Если последний способен поднимать до 4 т груза, то максимальная полезная нагрузка Ми-38 достигает 6 т внутри кабины и 7 т на внешней подвеске. В конструкции новой машины используются композиционные материалы.