За последние четыре года в России в 40 раз вырос парк современных бизнес-джетов, а число авиаброкеров - в 50 раз.
Еще лет пять назад в России даже не существовало понятия "деловая авиация". Но сейчас ситуация стала меняться стремительно: если в 2003 году в России было не более пяти приличных самолетов не старше 2000 года, то на сегодняшний день во владении российских собственников насчитывается более 200 лайнеров. Официально зарегистрированных в России машин всего около 50.
Огромные ввозные пошлины (41%) отбивают желание ставить самолеты под российский флаг. Наши бизнес-джеты летают в основном под флагами Швейцарии, Англии, Германии и Австрии, где условия более приемлемы. В выборе самолетов у граждан РФ есть четкие предпочтения. Это касается как покупки лайнера в собственность, так и выбора чартерного борта. Наши люди предпочитают летать на тех машинах, которые они хотели бы в дальнейшем получить в собственность. Самолеты малых габаритов в России не очень популярны, их приобретают в основном для самостоятельного пилотирования. Основная часть покупок совершается в сегменте средних и больших машин, в салоне которых можно стоять в полный рост (Challenger 605, Falcon 2000, Embraer Legacy 600, Gulfstream G450). Те же, чей бизнес стал не просто транснациональным, а межконтинентальным, предпочитают "летающие дворцы" Bombardier Global Express, Boeing Business Jet или сверхстатусные Falcon 7X и Gulfstream G550. На них очередь на три года вперед (Boeing BBJ, к примеру, стоит $60 млн.). Примерно от трети до половины суммы уйдет дополнительно на отделку салона.
Обладателям собственного самолета неизбежно приходится сталкиваться с проблемами законодательного характера. Главные - разрешительная система перелетов и каботаж (внутренние рейсы). Иностранный самолет, прилетевший в Москву, не может продолжить вояж далее по России, если авиакомпания заблаговременно не получила разрешения у авиационных властей. Чтобы изменить ситуацию, в июле 2007-го была создана Объединенная ассоциация бизнес-авиации, которая призвана лоббировать интересы владельцев авиатехники и авиаперевозчиков. "Как только будут решены проблемы каботажа и разрешений на полеты, частных самолетов в России станет намного больше. Лет через пять мы Европу точно перегоним по количеству бортов",- прогнозирует генеральный директор авиагруппы "Планета" Сергей Морозов. Сейчас в Европе эксплуатируется около 1900 лайнеров, включая 200 российских, в Новом Свете - более 10 тыс.
Зато рынок чартерных бизнес-перевозок развивается фантастически бурно. Если в 2003 году было совершено около 7 тыс. рейсов, то в 2006-м - 20 тыс. Средняя цена рейса уже подбирается к $50 тыс., то есть рынок почти достиг $1 млрд. в год. К примеру, заказ Bombardier Challenger 605 для перелета Москва - Лондон - Москва со стоянкой на одну ночь обойдется клиенту в $53 тыс. Аналогичный рейс до Нью-Йорка и обратно на Gulfstream G550 - в $187 тыс. Сумма получается из расчета усредненной цены летного часа (€55 тыс.), продолжительности полета, количества промежуточных посадок, длительности стоянок и комиссии брокера.
За что же берет комиссию брокер? Во-первых, он организует сам перелет: запрашивает разрешения, связывается с аэропортами вылета и назначения, координирует действия пилотов, диспетчеров, хэндлинговых компаний (заказ топлива, питания на борту). Во-вторых, это визовая поддержка, взаимодействие с таможенной и пограничной службами, транспортировка багажа и трансфер пассажиров. В-третьих, поскольку бизнес-чартеры не летают по расписанию, перевозчик согласует срок вылета с пожеланиями клиента. Детали полета оговариваются сколь угодно подробно: можно заказать не только особое меню, но и винную карту.
С момента появления в аэропорту вас будут сопровождать персональные флайт-менеджеры - обычно это две очаровательные девушки, владеющие иностранными языками. Забудьте о кошмарах багажных контейнеров, в которые вещи сваливают как попало - с чемоданами будут обращаться очень деликатно: сразу же поместят на отдельную тележку, которая после прохождения таможни доставит багаж на борт. Остается только самостоятельно предъявить паспорт на границе. Столь же необременительные формальности вас ждут в аэропорту по прибытии.
Тенденции роста рынка коррелируют с увеличением количества компаний, предоставляющих услуги авиачартера: если в 2003-м, который был стартовым годом для становления бизнес-авиации в России, в стране существовало пять авиаброкеров, то теперь их 150.
Серьезные компании, такие как Jet Transfer, "Русджет", "Планета", являются не только конкурентами, но и ближайшими партнерами по бизнесу. "Сегодня я заказываю самолет у партнеров, завтра - они у меня. Если я их подведу, то в дальнейшем со мной работать не будут, все контакты прекратят. И это сразу станет известно остальному рынку",- говорит Сергей Морозов. Прозрачность рынка требует доверия между его участниками, особенно личного, потому что нередко летают даже в кредит.
Как ни странно, пополнением клиентуры чартерные авиаперевозчики обязаны сарафанному радио. Клиенты прекрасно понимают цену удобств этих перелетов и в состоянии адекватно оценить предлагаемый сервис. Так что дружеский совет "пользуюсь, летаю, доволен" - лучшая рекомендация.
Неземные привилегии
Новый терминал Центра деловой авиации "Внуково-3", открывшийся 18 ноября 2006 года, менее чем за год успел завоевать репутацию самого современного и востребованного терминала для частной авиации во всем московском авиаузле. После открытия нового терминала "Внуково-3" ежедневно обслуживает до 90 рейсов. Это один из самых высоких показателей в Европе.
Успех был предопределен не только вниманием столичных и федеральных властей, финансирующих проект, но и удачным расположением - Внуково находится недалеко от основных московских деловых центров и загородных резиденций деловой элиты. Со стороны как Киевского, так и Боровского шоссе к аэропорту ведут удобные подъезды с двухуровневыми автомобильными развязками и вместительной парковкой.
VIP-пассажиров во "Внуково-3" встречает эффектный современный терминал - двухэтажное здание, облицованное металлическими и стеклянными панелями. На первом этаже расположены зоны вылета и прилета, а также залы ожидания. Затянувшиеся беседы можно продолжить в переговорных комнатах, оснащенных всей необходимой офисной техникой. А финансовые проблемы разрешаются не выходя из аэропорта, в офисе банка, оборудованного несколькими банкоматами. Во всех помещениях аэровокзала действует беспроводной интернет. Второй этаж комплекса отдан представительствам авиакомпаний и авиаброкеров, там же расположены технические и служебные помещения.
"Внуково-3" предоставляет услуги по стоянке и обслуживанию авиапарка. Пока введены в строй три ангара. Первый - для восьми самолетов типа Falcon 900, Challenger 605. Второй - для больших судов типа Boeing Business Jet, а третий - для двух Gulfstream V. К концу года будут достроены еще два ангарных блока. Суммарная площадь всего ангарного хозяйства составит 15 тыс. кв. м. К концу 2007 года заработает центр техобслуживания и ремонта бизнес-джетов, запланировано открытие собственного бизнес-центра с офисными корпусами и гостиницей для экипажей.
газета «Бизнес & FM»
|