Сегодня региональные украинские аэропорты не дотягивают не только до европейских, но даже до стандартов главного аэропорта страны «Борисполя». При этом правительственное желание сохранить всех их в государственной собственности очень контрастирует с неспособностью обеспечить финансирование их реконструкции.
На сегодняшний день средства на модернизацию у государства нашлись только для аэропорта «Донецк», и то благодаря влиятельному лобби в предыдущем правительстве. В то же время, реконструкция воздушных ворот Донбасса, позволяющая хотя бы минимально соответствовать международным требованиям, обойдется в 1 млрд. грн. Однако, в бюджете под эти цели в этом году заложено только 360 млн. грн.
Уже началось строительство новой искусственной взлетно-посадочной полосы (ВПП) за счет госбюджета при со-финансировании со стороны ООО «Дорожное строительство «Альтком». Генеральный директор КП «Дирекция по капитальному строительству и реконструкции международного аэропорта Донецк» Оксана Сальникова уверяет, что в этом году будет решен вопрос строительства нового аэровокзального комплекса класса В с пропускной способностью 1000 пассажиров/час-пик (до 5 млн. пассажиров ежегодно), автопаркинга на 600 автомобилей и автостоянки на 1200 машино-мест.
Реконструкция аэропорта в Днепропетровске (в основном, ВПП), как информирует начальник главного управления экономики облгосадминистрации Сергей Двоеносенко, будет стоить 446,1 млн. грн., из которых 55 млн. грн. профинансирует компания-владелец аэропорта ОАО «Днеправиа». Также будет построено 5 ресторанов, 2 гостиницы и новый международный терминал за счет инвестиционных ресурсов. Очевидно, после передачи активов «Днеправиа» за долги структурам «Привата» процесс реконструкции пойдет быстрее, хотя эта группа не склонна к широкомасштабным инвестициям за свой счет.
Аэропорт в Харькове, который на прошлой недели был сдан в аренду ООО «Нью Системс АМ», связываемой с Олегом Дерипаской и Александром Ярославским, планирует освоить приблизительно 600 млн. грн. Как обещает его директор Виталий Бура, реконструкция предусматривает: новый терминальный комплекс с пропускной способностью 800-1000 пассажиров/час-пик, переоборудование существующего аэровокзала под зал для VIP-пассажиров и официальных делегаций, реконструкцию грузового терминала и летной зоны, удлинения ВПП на 240 м. для приема и отправления самолетов класса B-737, DS-9, Y-767, A-320, обновление и приобретение нового аэродромного транспорта спецназначения, обновление средств посадки и радионавигации, обновление топливоснабжающего комплекса, строительство нового аэродромного диспетчерского пункта с башней, создание авиакомпании с 10 региональных самолетов и 10 самолетов с дальностью полета до 4500 км. Очевидно, что финансирование этих работ теперь уже будет осуществляться частным инвестором.
Аэропорт Одессы, который проводит программу модернизации общей стоимостью около 800 млн. грн. намерен удлинить ВПП с 2800 до 3200 м., построить два новых пассажирских терминалов с пропускной способностью 850-1000 пассажиров/час-пик (до 3 млн. пассажиров в год) грузового склада, ангара, гостиницы, паркинга на 2500 мест, кафе и выставочного комплекса. К аэропорту Южной Пальмиры проявляют незаурядный интерес несколько компаний с Турции, Германии, России. В частности, «Базовый элемент» Олега Дерипаски выражал готовность вложить €200 млн., купив аэропорт на приватизационном конкурсе по цене $10-50 млн. или получив его в концессию на срок не менее 50 лет.
Впрочем, местных чиновников, по словам председателя рабочей группы по вопросам развития и реконструкции аэропорта «Одесса» Николая Андриенка, устраивает только общее пользование: причем основные фонды – аэровокзальный комплекс, пассажирский и грузовой терминалы, ВПП и прилегающие территории – должны остаться в собственности Одессы.
Неопределенной остается судьба международного аэропорта во Львове, который пока еще находится в госсобственности. Городские чиновники добиваются коммунализации аэропорта и планируют на протяжении 2008-10 гг. организовать начальный этап реконструкции и модернизации аэропорта (в рамках подготовки к Евро-2012), учитывая и предложенную концепцию от австрийской консалтинговой компании Airport Consulting Viena.
В частности, предполагается увеличить ежегодную пропускную способность аэропорта до 2 млн. пассажиров, удлинить взлетно-посадочную полосу с 2,51 до 3,5 м. для посадки дальнемагистральных самолетов и построить новый терминал. Ориентировочная стоимость этих работ, по словам начальника управления внешнеэкономических отношений Львовского горсовета Тараса Бургана, составила бы $100-150 млн., а в качестве «финансовых доноров» рассматриваются государство, Мировой банк, Международная финансовая корпорация и ЕБРР. Буквально на днях свою заинтересованность в реализации этого проекта проявила еще и немецкая компания Ханегвел.
Чтобы реконструировать ВПП и построить новый пассажирский терминал с пропускной способностью до 1100-1500 пассажиров/час-пик, для главного крымского аэропорта в Симферополе понадобится свыше 500 млн. Впрочем, как подчеркивает председатель Совета министров Крыма Виктор Плакида, аэропорт уже прошел международную сертификацию и располагает двумя взлетно-посадочными полосами, способными принимать самолеты всех типов весом до 450 т. Кроме того, имеется полный комплекс аэродромных, инженерных, радио- и светотехнических систем для обеспечения полной безопасности полетов всех типов пассажирских и грузовых воздушных судов.
А вот проблемы с возведением нового терминала в Симферополе возникли уже на уровне его проектирования. Дело в том, что определить подрядчика для выполнения проектных работ стоимостью около 2 млн. грн. можно только на основе тендера. А его проведение будет считаться легитимным лишь в том случае, если в нем примут участие не менее трех претендентов.
Две попытки провести такой конкурс состоялись в декабре 2007 г., но обе провалились. Участником тендера была только австрийская компания Vienna International Beteiligungsmanagement GMBH. По информации экспертов, инвесторы готовы вкладывать средства лишь в случае получения своей доли акций в предприятии. Именно по этой причине уже в ближайшее время аэропорт «Симферополь», являющийся собственностью автономии, хотят превратить в ОАО, чтобы затем продать коммерческим структурам.
Весьма перспективным является и аэропорт «Киев» в Жулянах, который может стать своеобразной спасительной альтернативой для «Борисполя», существенно разгружая и облегчая его работу. Привлекательность «Жулян» заключается в первую очередь в выгодном расположении аэропорта - пассажирам не придется добираться к столице еще 60–80 км другими видами транспорта.
Киевская горгосадминистрация длительное время безрезультатно пытается приватизировать этот аэропорт. Вероятным покупателем считался президент «Киевской инвестиционной группы» Александр Иванов. Стоимость 265 га земли, на которой расположен «Киев», оценивается экспертами в $2 млрд. Пока же в планах руководства на период 2007-09 гг. запланировано удлинить ВПП аэропорта до 2400 м., строительство нового аэровокзального комплекса с пропускной способностью 500 пассажиров/час-пик.
Стоит отметить, что государство в ближайшее десятилетие не сможет обеспечить финансирование всех этих планов. При этом, частных инвесторов правительство решило и вовсе не пускать. Пока международные аэропорты осуществляют коренную модернизацию, Украина все еще только ищет поиск оптимальной формы собственности и механизмов развития своих воздушных ворот. Этот процесс проходит уже несколько лет, однако можно констатировать, что эти годы потрачены в пустую.
Источник: ugmk.info