Будни Farnborough Airport

На протяжении десятилетий Farnborough Airport был общепризнанным местом зарождения британской авиации. Так, Сэмюэл Коди стал первым британцем, который впервые поднялся в небо с аэродрома в 1908 году, а крупнейший в мире авиасалон проходит именно в Фарнборо.

Сегодня Farnborough Airport, расположенный в 55 километрах к юго-западу от Лондона, считается во всем мире ведущим специализированным аэропортом деловой авиации в Великобритании и одним из лучших в мире шлюзов для самолетов представительского класса. Уже более десяти лет он возглавляет рейтинг лучших FBO за пределами Америки в ежегодном опросе AIN. Судьба аэропорта как ведущего VIP-хаба была реализована предыдущим владельцем TAG Aviation. Швейцарский провайдер услуг бизнес-авиации взял в аренду аэропорт в 2003 году и приступил к преобразованию бывшего военного аэродрома во впечатляющее коммерческое предприятие. TAG приобрела право собственности на этот участок у Министерства обороны Великобритании в 2007 году.

Многомиллионные инвестиции компании в объект включали ремонт и расширение главного здания аэровокзала; возведение нескольких ангаров для технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта (ТОиР) и хранения самолетов; расширение взлетно-посадочной полосы для приема VIP-лайнеров; расширение рулежных дорожек; и установку системы посадки по приборам и диспетчерской вышки. TAG также построила пятизвездочный отель в периметре аэропорта под названием «Авиатор», который с момента открытия в 2008 году пользуется популярностью у посещающих его экипажей деловых самолетов.

Аэропорт сразу стал привлекательным среди VIP-путешественников. Он зафиксировал 16449 рейсов за первый полный год коммерческой эксплуатации в 2003 году, но уже три года спустя трафик увеличился до 28399 взлетов и посадок. В течение следующего десятилетия количество рейсов колебалось, прежде чем подняться до 30731 в 2018 году и 3 366 в 2019 году, когда он был продан австралийской компании Macquarie Infrastructure and Real Assets.

«Мы приобрели аэропорт за несколько месяцев до того, как разразилась пандемия Covid», — сказал Саймон Гир, исполнительный директор Farnborough Airport. «Несмотря на то, что в 2020 [19 952] и 2021 [26 000] трафик упал ниже пика 2019 года, мы получили огромную выгоду от скачка после COVID, когда путешественники в большом количестве обратились к бизнес-авиации, и многие из них впервые».

Это привело к тому, что в 2022 году в Farnborough Airport был установлен рекорд по рейсам в 33120 вылетов, что составляет почти треть трафика деловых самолетов в аэропортах Лондона, отметил Гир. Luton занял второе место с 27%, за ним следуют Biggin Hill с 22%, Stansted с 10%, Northolt с 7% и London City Airport с 4%. Гир предполагает, что пандемия изменила характер рейсов бизнес-джетов с гибридной, гибкой и удаленной работой, изменив модели и поведение в поездках и нарушив традиционные схемы полетов в будние и выходные дни.

«Еще в 2009 году, когда заявка на планирование была подана [в городской совет Рашмора], количество рейсов в выходные дни было установлено на уровне 8900 — около 18% от нашего годового потолка в 50000 взлетов и посадок», — сказал Гир. После Covid спрос на авиаперевозки был пропорционально одинаковым в течение всех семи дней, а выходные и праздничные дни теперь составляют почти 30% годового трафика аэропорта. «Если эта модель сохранится, наши ассигнования на выходные могут быть поглощены», — пояснил он.

Стремясь подчеркнуть, что не существует планов по повышению ежегодного потолка трафика в 50000 вылетов, Гир предположил, что может потребоваться некоторая гибкость, чтобы приспособиться к новому распределению трафика. «К счастью, аэропорт вполне укладывается в рамки бюджета по уровню шума», — подчеркнул он. «Итак, нам нужно поговорить с городским советом и местным сообществом о пересмотре ограничений планирования, чтобы наилучшим образом поддержать аэропорт в будущем».

Он утверждает, что это необходимо решить, если аэропорт хочет поддержать свои стремления и сохранить свою позицию центра деловой авиации номер один в Великобритании. Ситуация может быть ускорена возрождением коммерческих авиаперевозок, поскольку крупные региональные хабы, такие как Luton и Stansted, начинают отдавать приоритет авиаперевозкам — стабильному и прибыльному потоку доходов — над специальными рейсами деловых самолетов.

«Farnborough Airport является важной частью национальной аэропортовой и авиационной инфраструктуры, поэтому жизненно важно, чтобы мы помогали освобождать пропускные способности в крупных аэропортах и поддерживали рост деловой авиации и экономики Великобритании», — сказал Гир.

Farnborough Airport привлек большое количество ведущих авиационных компаний, включая Dassault, FlightSafety International, Gama Aviation, Flexjet, VistaJet и Gulfstream. Последняя в 2020 году открыла свой европейский сервисный центр площадью 21 000 кв м.  «Мы обслуживаем множество клиентов, от глобальных корпораций и иностранных правительств до предпринимателей и медицинских служб и располагаем парком из 63 самолетов бизнес-класса», — сказал Гир. «Наши клиенты используют бизнес-авиацию, поскольку это удобный, гибкий, оперативный и безопасный вид транспорта. Фарнборо уже является направлением бизнес-авиации номер один в Великобритании, поэтому наша цель — стать мировым лидером в этой области, установив стандарты первоклассного авиасообщения, первоклассных удобств и исключительного обслуживания клиентов».

В середине 2022 года в Farnborough Airport  был заложен ангарный комплекс площадью 16500 кв. м. под брендом Domus III, который планируется открыть в начале следующего года, присоединившись к и без того значительным ангарным площадям площадью 23000 кв.м. Перрон также будет расширен в связи с потребностью в дополнительной стоянке самолетов. Гир отметил, что на севере и юге аэродрома есть два дополнительных участка земли, на которых можно разместить дополнительные ремонтные мощности. «У нас, безусловно, есть место, чтобы побудить больше специалистов по техническому обслуживанию и ремонту приезжать в Фарнборо», — сказал он.

Устойчивое развитие также является ключевым компонентом стратегии аэропорта, и к 2030 году или раньше менеджмент обещает свести к нулю «те выбросы, которые мы производим». «Мы ставим устойчивость во главу угла всего», — сказал Гир. «Наша роль в обслуживании деловой авиации — это одно, но наша роль в обществе не менее важна. Мы хотим быть катализатором изменений в будущем».

Стимулирование спроса на экологичное авиационное топливо (SAF) в аэропорту является важной частью «зеленой» стратегии аэропорта. В прошлом году аэропорт запустил трехнедельную инициативу, предлагая смесь с 38% содержанием SAF по той же цене, что и Jet A1. Гир отметил, что эта схема не «сильно изменила шкалу» с точки зрения общего количества топлива, выданного в 2022 году, но повысила осведомленность клиентов и операторов.

Он добавил, что Farnborough Airport также «положительно меняет свой бренд и ценности», чтобы быть более ориентированным на потребителя. «Мы хотим быть амбициозным туристическим брендом, с которым люди хотят ассоциироваться». Чтобы помочь в достижении этой цели, аэропорт внедрил циклическую программу партнерских отношений с брендами - «очень желанными именами, которые могут продемонстрировать свои бренды и продукты в лучших местах по всему аэропорту».

Яхтенная брокерская компания Edmiston является первым партнером аэропорта. В прошлом году компания подписала 18-месячный контракт на размещение своего лого на ключевых «достопримечательностях» аэропорта, в частности, на радиолокационной башне и входе, а также в различных «точках соприкосновения» на протяжении всего пути пассажира, включая обновленный зал вылета. Культовый британский производитель автомобилей Aston Martin заключил контракт с аэропортом Фарнборо, чтобы продемонстрировать свой последний роскошный внедорожник DBX707.

«Мы также хотели бы привезти в аэропорт такие брендов, как Cartier, Rolex и Bentley, в рамках их рекламных кампаний», — сказал Гир. «Они захотят ассоциироваться с Farnborough Airport, мы захотим ассоциироваться с ними, и мы можем начать повышать авторитет на наших потребительских рынках».