Чиновники и депутаты задумались над уменьшением налогового бремени аэропортов.
Чиновники и депутаты задумались над уменьшением налогового бремени аэропортов. Сегодня этот вопрос рассмотрит экспертный совет при комитете по транспорту Госдумы. Инициатором введения налоговых льгот выступает ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА), которое опасается, что из-за повышения ставки налога на землю аэропорты вскоре могут остаться без прибыли.
Как рассказал РБК daily замруководителя ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Олег Овсянников, налоговое бремя на имущество аэродромных комплексов сейчас становится дестабилизирующим фактором в развитии аэропортовой инфраструктуры. С 1 января 2008 года введена ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в размере 1,5% от их кадастровой стоимости. В качестве примера г-н Овсянников указывает, что если в 2007 году ФГУП «АГА» за аэродромы Шереметьево и Внуково платило налог в размере 8 млн руб., то налоговое обязательство предприятия по этому налогу в 2008 году составляет уже 62 млн руб. «В 2011 году в отношении всего федерального имущества аэродромов, находящего на балансе ФГУП, предстоит оплатить налог в размере свыше 1 млрд руб., что превысит расчетную возможность аэропортовых операторов — пользователей федерального имущества по арендной плате за это имущество», — говорит Олег Овсянников РБК daily.
При существующем налоге на землю прогнозная величина ставки арендной платы за пользование земельным участком составит для аэропорта Ростова-на-Дону более 60%, а для аэропорта Омска более 400% их чистой прибыли. По словам Олега Овсянникова, такая ставка платы за землю для организаций воздушного транспорта — операторов аэропортов полностью лишает аэропортовую деятельность экономического смысла, поскольку многократно превышает их чистую прибыль и несопоставима с их доходами, не говоря об объективно убыточных аэропортах, составляющих свыше 90% всех аэропортов страны. При этом арендная плата за землю, на которой располагаются автомобильные дороги, составляет 0,001%.
«Введение льготы по налогу на имущество аэродромов не только обеспечит бюджетную основу для вложений в развитие транспортной инфраструктуры, но также позволит в дальнейшем эффективно реализовывать проекты по государственно-частному партнерству, поскольку существенно снизит налоговые риски для частных инвесторов. Налоговый подход должен быть унифицирован государством», — отмечается в пояснительной записке АГА, подготовленной к заседанию экспертного совета при комитете по транспорту Госдумы.
«Сейчас в части налога освобожден железнодорожный и автомобильный транспорт. Мы хотим создать условия для развития и воздушного. В России только в 2008 году 20 аэропортов (в основном грунтовые) прекратили свое существование», — говорит РБК daily заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов. По его словам, эту инициативу поддерживают вице-премьер Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин. По словам Сергея Гаврилова, изначально предполагалось ввести льготы по аэропортам на региональном уровне, однако на это многие регионы не пошли, так как они не хотят расставаться с доходной частью бюджета. «Поэтому надо принимать это решение законодательно, а выпадающие доходы компенсировать Федеральной целевой программой», — говорит Сергей Гаврилов.
«Я думаю, это была бы серьезная поддержка для аэропортов, так как на сегодняшний день они находятся в неравных невыгодных условиях с другими видами транспорта по уровню налогообложения», — говорит РБК daily генеральный директор «Новапорт» Алексей Васильченко. «Это полезно, так как налог на землю, который устанавливается исходя из средневзвешенной оценки коммерческого использования земли в данном регионе, не может быть применен к аэропорту из-за разницы в использовании земель. Аэропорт не может насытить коммерческой деятельностью каждый гектар аэропортовой территории», — отмечает гендиректор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев. По его словам, любая налоговая нагрузка перекладывается на авиакомпании, которые перекладывают ее на пассажира, что существенно снижает потенциал роста пассажирских перевозок. «Если ее снизить, то это окажет положительное влияние на рост пассажирских перевозок, экономический динамизм населения и экономику в целом», — отмечает Сергей Лихарев. В аэропорту Домодедово вопросы, связанные с налогами, комментировать не стали.
Источник: РБК daily