Турецкое будущее Риги

Один из участников тендера на строительство нового терминала Риги стоимостью 250 млн. евро наглядно показал латвийским журналистам, каким может быть аэропорт латвийской столицы в 2012 году.

Jдин из участников тендера на строительство нового терминала Риги стоимостью 250 млн. евро наглядно показал латвийским журналистам, каким может быть аэропорт латвийской столицы в 2012 году. 

 
В аэропорту Анкары немноголюдно. Но красиво.

Имя малоизвестного у нас холдинга TAV, который пригласил делегацию журналистов из Латвии, у себя на родине в Турции, да и вообще во всем регионе, гремит.

Окна в Европу

Славу ему принес проект реконструкции аэропорта имени Ататюрка. В 1999 году морально и физически устаревшие ворота страны обслужили около 5 млн. пассажиров. В 2000 году был сдан в эксплуатацию реконструированный терминал. После масштабной перестройки, проведенной за счет TAV, аэропорт стал одной из визитных карточек Стамбула. 23,196 млн. человек — столько пассажиров воспользовались его услугами в 2007 году.

Ежедневно здесь совершается 650Ц700 взлетов и вылетов, а в разгар сезона показатель доходит до 900. Фактически самолеты отправляются в рейс или идут на посадку каждые 30 секунд. Аэропорт Ататюрка сами турки называют своим окном в Европу.

Вести об успехе предприятия в Стамбуле быстро разошлись по всему региону. На данный момент TAV проектирует и строит несколько международных аэропортов в Северной Африке. Уже в ноябре должен быть открыт новый терминал в Каире, рассчитанный на 11 млн. пассажиров в год. В мае 2009 года будет сдан в эксплуатацию международный терминал в Дохе (2,5 млн. пассажиров). В столице Ливии Триполи в сентябре 2009 года появится терминал на 20 млн. пассажиров, а в октябре в Тунисе близ курорта Монастир — терминал на 5 млн. пассажиров. В результате в течение всего лишь двух лет число пассажиров, которые станут летать через воздушные ворота, управляемые холдингом TAV, должно удвоиться. В прошлом году компания обслужила в общей сложности 30 млн. человек.

Им нужна Рига

На этом фоне проект строительства примерно за 250 млн. евро нового терминала в Риге с первого взгляда может показаться второстепенным для холдинга, развернувшего такую бурную деятельность на югах. Но президент группы предприятий TAV Мустафа Сани Сенер в интервью  еще раз подтвердил, что стратегически Рига является наиважнейшим для него объектом. Причина банальна — на рынке Евросоюза холдинг не представлен и реализация проекта в Риге откроет уже для самой турецкой компании окно в Европу.

"Со дня на день мы должны получить официальное предложение с латвийской стороны. В течение двух-трех недель представим уже свои условия и свой проект", — сообщил  президент холдинга.

Мустафа Сани Сенер рассказал также о том, что знает о проблемах airBaltic в Литве и об аресте имущества аэропорта и нашего национального авиаперевозчика. "На продвижении проекта нового терминала эта ситуация никоим образом не отразится. И, на мой взгляд, победителем из конфликта выйдет латвийская сторона. Просто в авиационном бизнесе царит жесткая конкуренция. Если ты сильнее, то ты и будешь лидером. AirBaltic доказал свою состоятельность в регионе и никакие судебные иски ему не страшны", — уверен г-н Сенер.

Пример для подражания

На следующий день после презентации аэропорта Ататюрка делегация латвийских журналистов отправилась в Анкару на осмотр сданного холдингом в эксплуатацию 16 октября 2006 года международного аэропорта. Место было выбрано не случайно — уж очень похожи по основным направлениям проекты в столицах Латвии и Турции.

Во-первых, практически одинаковы стартовые позиции. В 2004 году, перед началом строительства, старый терминал в Анкаре обслужил 3,7 млн. пассажиров — примерно столько же, сколько в этом году воспользуется услугами воздушных ворот в Риге. Во-вторых, схожи инвестиции — 280 млн. евро были потрачены в Анкаре, около 250 млн. евро планируется вложить в Риге.

Возведение в чистом поле объекта заняло 24 месяца. Сейчас общая площадь аэропорта составляет 180 тысяч квадратных метров (в Риге запланировано 137 тыс. кв. метров). Здесь работает 18 посадочных коридоров (в Риге будет 25).

Первое, что бросилось в глаза после шумного стамбульского аэропорта, — тишина и безлюдье в Анкаре. "Наш терминал запланирован на 10 млн. человек, а в прошлом году им воспользовалось 5 миллионов пассажиров. Да и приехали вы в обед, а самое интенсивное движение здесь утром и вечером. Мы уже в течение ближайших двух лет планируем выйти на полную мощность. Через нас станут летать жители центральных и восточных регионов страны", — пояснила  директор терминала г-жа Нурай Демирер.

В аэропорту практически нигде не горит свет. Его стены и крыша сделаны из стекла и стали. Таким образом дневной свет освещает все пространство, что на четверть позволило снизить потребление электричества. Аэропорт впечатляет своими размерами. Он настолько обширен, что вдоль всего терминала проходит искусственная река, на "берегах" растут декоративные деревья. Автоматическая система сортировки багажа в час обрабатывает 8 тысяч сумок и чемоданов.

Не турком единым...

"Быть нишевым аэропортом сейчас невыгодно и неправильно. В течение ближайших лет пассажиропоток в авиации вырастет в несколько раз, чему поспособствует выпуск новых, более вместительных, самолетов и стремление авиакомпаний привлечь массового пассажира. Риге оставаться такой, как она есть сейчас, нельзя. Ваш нынешний терминал не отвечает требованиям ближайшего будущего. Если вы не реализуете свой проект и не станете хабом, то это очень быстро сделают ваши соседи", — уверен Мустафа Сани Сенер.

Вот только будет ли строить новый терминал турецкая компания, выступающая в конкурсе с латвийским строительным предприятием Skonto būve, зависит уже не только от ее желания. В конкурсе на реализацию проекта участвует еще 4 консорциума. И каждое из них заинтересовано выиграть тендер. Если прогнозы оправдаются и Рига действительно станет хабом между Западом и Востоком, то аэропорт превратится в очень выгодное предприятие, а прибыль живыми деньгами станет получать уже инвестор. Государству останутся престиж и туристы.

Источник: bb.lv