Астраханский аэропорт - явление в отечественном аэропортовом бизнесе уникальное. Крупный региональный порт в середине 90-х, уже спустя 10 лет предприятие, стоявшее на грани банкротства, и в 2008 году один из наиболее благоустроенных аэропортов не только на юге, но и во всей России, - все это аэропорт "Астрахань". Развитием аэропортовой инфраструктуры в России сегодня трудно удивить - на слуху многомиллиардные проекты в московском авиаузле, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске... но астраханский пример не вписывается в обычные рамки.
Астраханский аэропорт - явление в отечественном аэропортовом бизнесе уникальное. Крупный региональный порт в середине 90-х, уже спустя 10 лет предприятие, стоявшее на грани банкротства, и в 2008 году один из наиболее благоустроенных аэропортов не только на юге, но и во всей России, - все это аэропорт "Астрахань". Развитием аэропортовой инфраструктуры в России сегодня трудно удивить - на слуху многомиллиардные проекты в московском авиаузле, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске... но астраханский пример не вписывается в обычные рамки. Предприятие развивалось, не привлекая банковские кредиты, последовательно сокращая задолженность и увеличивая штат работников и уровень заработной платы. Причем все изменения к лучшему начались после того, как неэффективного управленца, представляющего частный бизнес, сменил отстаивающий интересы федерального правительства директор. О том, как удалось выйти из экономического пике и привлечь новые авиакомпании, каковы планы развития и перспективы, "АвиаПорту" рассказал Зияутдин Абдурахманов, возглавляющий аэропорт с 2006 года.
Нашу команду пригласили возглавить аэропорт "Астрахань" в феврале 2006 года, когда предприятие было практически разорено. Аэровокзал находился в полуразрушенном состоянии, отопление, вентиляция и канализация не работали, аэродромная техника полностью устарела, территория запущена. При этом при балансовой стоимости имущества акционерного общества 60 млн рублей задолженность составляла 140 млн рублей. В штате числилось всего 120 человек, что не соответствовало требованиям, предъявляемым к аэропортам. Выполнялся всего один рейс "Аэрофлота" в Москву. И основная задача, которая стояла на тот момент, - разобраться с долгами и вывести предприятие из кризисного состояния.
- На тот момент, начало февраля 2006 года, вы были советником губернатора Астраханской области. От кого поступило предложение стать директором аэропорта?
- Предложение поступило от министерства транспорта и Росимущества. И вместе со мной пришли мои бывшие сослуживцы, люди военные, профессионалы: аэродромщики, инженеры, строители, экономисты. Ранее они решали эти же задачи в военной авиации. Дисциплина в коллективе помогла нам навести порядок и в аэропорте.
Первый год работать было трудно: на этом этапе нам никто не помог ни одной копейкой, ни государство, ни банки. У предприятия была тяжелая кредитная история, поэтому мы не могли рассчитывать на кредиты. Пришлось работать копейка в копейку, используя все ресурсы и возможности для зарабатывания денег. Занялись размещением рекламы, внедрили новые методы обслуживания пассажиров. Вообще форм зарабатывания денег в авиации более чем достаточно, только надо открыть глаза и посмотреть. Со строительными организациями установили рабочие отношения. Это означает, что каждая смета проверялась, перепроверялась и кромсалась в два раза. Устраивает - делайте, не устраивает - идите. В результате многие строительные компании оказывали помощь в стройке и делали некоторые работы для собственной рекламы. Такими методами за год мы привели аэропорт в более или менее приемлемое состояние.
Так совпало, что в 2008 году Астрахань отмечала 450-летие города, и к этой дате планировалось существенно улучшить инфраструктуру, в том числе и транспортную. Наши предложения в Минэкономразвития и Минтранс по поводу выделения средств на реконструкцию аэродрома были приняты, и мы получили бюджетные средства на ремонт и удлинение взлетно-посадочной полосы, обновление светосигнального оборудования, расширение рулежных дорожек и перрона. Сегодня поставленные задачи выполнены: светосигнальное оборудование полностью заменено, аэродром обновлен, мы получили все необходимые документы и сертификаты на полосу.
- Какие изменения произошли в самом здании аэровокзала?
- За три года мы увеличили площади аэровокзала примерно на 20%. Был изменен фасад, а также добавлена пристройка, в которой разместился новый ВИП-зал. В самом терминале проведен ремонт, обновлены интерьеры помещений. Создана комната матери и ребенка, проведены изменения, необходимые для обслуживания инвалидов, сегодня продолжается работа по реконструкции медсанчасти. Занимаемся вопросами безопасности, скоро получим досмотровое оборудование для грузов, дополнительные сканеры и рамки для обслуживания пассажиров, до весны следующего года введем их в строй. Но работы велись не только в аэровокзале - благоустроена территория вокруг, привокзальная площадь, отремонтирована гостиница, ресторанная часть. И теперь аэропорт не пустует. К началу этого года в Москву уже было пять рейсов в день, заметно выросла и чартерная программа. На этом мы, считаю, закончили первую очередь работ, направленных на восстановление аэропорта. Следующий этап - развитие.
- Какие ставятся задачи на будущий год?
- Выполнив намеченную программу, мы обеспечили обслуживание до полумиллиона пассажиров в год. В принципе, этого достаточно на ближайшие годы, мы не рассчитываем, что пассажиропоток вырастет больше. Надо реально смотреть на вещи, и главная проблема здесь - отсутствие собственной авиакомпании. А без роста перевозок просто расширять аэровокзал нет смысла - это просто потраченные деньги.
Ближайший перспективный план - реконструкция топливозаправочного комплекса (ТЗК). Нас не все устраивает и в плане состояния резервуаров, и по подъездным путям. Хотя определенная работа уже проведена - мы закупили лабораторное оборудование, сертификационные органы регулярно нас проверяют, и их работа ТЗК удовлетворяет.
Еще один важный для нас проект - создание инфраструктуры для обработки грузов. Аэропорт "Астрахань" может стать удобной перевалочной базой на пути между российскими городами и странами каспийского региона, Азии. Сейчас в регионе активно развивается морская портовая инфраструктура, наращиваются перевозки в Иран с перевалкой грузов на железную дорогу и далее в Индию.
Сегодня мы проводим расширение перрона, на котором будет выделена специальная зона для грузовых самолетов, на которой сможет одновременно обслуживаться три-четыре самолета. В будущем году займемся строительством грузового терминала, уже сейчас на участок подводится вода, другие коммуникации и сети. Из этого терминала будет сделан отдельный выезд в город со своим КПП.
Очень интересный проект - создание вертодрома и базы для авиации общего назначения. Мы выделяем площадку на территории аэропорта, со своей рулежной дорожкой, где экипажам будет дана возможность готовиться к полетам, отдыхать и проходить предполетный досмотр. Здание для размещения соответствующих служб уже есть, на будущий год оно включено в план реконструкции. Также запланировано улучшение покрытия и реконструкция рулежной дорожки.
Наконец, в программе модернизации аэродрома уже заложено удлинение взлетно-посадочной полосы до 3,2 км, что позволит принимать любые типы воздушных судов, как пассажирских, так и грузовых.
- С чем связана необходимость удлинения полосы?
- В Астрахани должна быть ВПП, которая способна принять все типы самолетов, это требование президента. Он регулярно, раз-два в год, бывает здесь. Здесь проводятся различные саммиты и встречи лидеров прикаспийских государств. Кроме того, к региону очень большой интерес у "Газпрома" и "Лукойла".
- Недавно произошла смена владельца крупного пакета акций аэропорта. Как вы выстраиваете отношения с новым акционером?
- Нам очень важно, чтобы у государства, интересы которого я представляю, был нормальный партнер. Партнер, с которым можно работать. Такого партнера мы увидели в лице "Новапорта". Эта компания занимается аэропортовым бизнесом, у нее есть доли в различных аэропортах по всей России. И мы предлагаем идеи, которые интересны для "Новапорта", Астрахань вписывается в аэропортовый холдинг очень удачно. Ну а мы со своей стороны хотели бы увидеть в новом партнере понимание тех задач, которые мы поставили.
Есть и одно пожелание. Аэропорт сам по себе не может существовать без авиакомпании, любой аэропорт, и региональный в том числе. В 90-е годы из аэропорта Астрахани летали во все концы России и за рубеж до 30-40 рейсов в сутки. Сегодня же - пустой рынок. Поэтому нужна своя авиакомпания. Она должна быть смешанной, имеющей и пассажирские, и грузовые самолеты. Конечно, основной упор мы делаем на грузовые перевозки, потому что для грузового хаба более интересного места, чем Астрахань, просто невозможно найти. В этой связке получится очень хороший и интересный бизнес.
- "Новапорт" в новосибирском "Толмачево" реализует концепцию "город-аэропорт". У вас есть подобные планы?
- Есть, и мы их сегодня осуществляем совместно с городом. На проспекте, ведущем в город, уже отгорожены площадки под строительство торговых и развлекательных центров. Собираемся строить современную гостиницу на 100 номеров, уже готовится техническое задание на строительство, площадка подготовлена.
- Сегодня в гражданской авиации довольно серьезный дефицит кадров. Как дело обстоит у вас?
- Сегодня люди, которые работают в аэропорту, уверены в завтрашнем дне, потому что зарплату мы платим регулярно и постепенно повышаем, только в этом году подняли на 35%. Средняя зарплата в городе около 8 000 рублей, у нас - 15 000. Очень большое внимание уделяется подготовке персонала. Мы набираем в службу перевозок, в службу досмотра, как правило, молодежь с высшим образованием, со знанием языка. Постоянно работаем по совершенствованию навыков и знаний персонала, организованы ежедневные занятия по изучению иностранных языков. То есть сегодня молодежи интересно работать в аэропорту.
- На начало 2006 года у компании были многомиллионные долги. Как ситуация обстоит сейчас?
- На сегодня мы идем практически чистые. У нас осталось 20 миллионов рублей долга перед авиакомпанией за топливо, которое было приобретено. Суд признал, что мы должны эту сумму выплатить, мы выплачиваем ее по исполнительному листу. Больше долгов у нас нет. Но есть притязания авиакомпании, сейчас в арбитражном суде рассматривается еще несколько дел.
- Текущая хозяйственная деятельность аэропорта приносит прибыль?
- Конечно. Вообще аэропорты сами по себе неприбыльными не бывают, это я могу доказать любому руководителю.
- Но есть ряд сложных вопросов, решение которых не всегда зависит от руководства аэропортов, например большой налог на землю там, где с местными властями не удалось найти решение...
- Работать надо. Везде должна быть и жесткость, и дипломатия. Без этого руководителю делать нечего, гнать его надо!
Нашу команду пригласили возглавить аэропорт "Астрахань" в феврале 2006 года, когда предприятие было практически разорено. Аэровокзал находился в полуразрушенном состоянии, отопление, вентиляция и канализация не работали, аэродромная техника полностью устарела, территория запущена. При этом при балансовой стоимости имущества акционерного общества 60 млн рублей задолженность составляла 140 млн рублей. В штате числилось всего 120 человек, что не соответствовало требованиям, предъявляемым к аэропортам. Выполнялся всего один рейс "Аэрофлота" в Москву. И основная задача, которая стояла на тот момент, - разобраться с долгами и вывести предприятие из кризисного состояния.
- На тот момент, начало февраля 2006 года, вы были советником губернатора Астраханской области. От кого поступило предложение стать директором аэропорта?
- Предложение поступило от министерства транспорта и Росимущества. И вместе со мной пришли мои бывшие сослуживцы, люди военные, профессионалы: аэродромщики, инженеры, строители, экономисты. Ранее они решали эти же задачи в военной авиации. Дисциплина в коллективе помогла нам навести порядок и в аэропорте.
Первый год работать было трудно: на этом этапе нам никто не помог ни одной копейкой, ни государство, ни банки. У предприятия была тяжелая кредитная история, поэтому мы не могли рассчитывать на кредиты. Пришлось работать копейка в копейку, используя все ресурсы и возможности для зарабатывания денег. Занялись размещением рекламы, внедрили новые методы обслуживания пассажиров. Вообще форм зарабатывания денег в авиации более чем достаточно, только надо открыть глаза и посмотреть. Со строительными организациями установили рабочие отношения. Это означает, что каждая смета проверялась, перепроверялась и кромсалась в два раза. Устраивает - делайте, не устраивает - идите. В результате многие строительные компании оказывали помощь в стройке и делали некоторые работы для собственной рекламы. Такими методами за год мы привели аэропорт в более или менее приемлемое состояние.
Так совпало, что в 2008 году Астрахань отмечала 450-летие города, и к этой дате планировалось существенно улучшить инфраструктуру, в том числе и транспортную. Наши предложения в Минэкономразвития и Минтранс по поводу выделения средств на реконструкцию аэродрома были приняты, и мы получили бюджетные средства на ремонт и удлинение взлетно-посадочной полосы, обновление светосигнального оборудования, расширение рулежных дорожек и перрона. Сегодня поставленные задачи выполнены: светосигнальное оборудование полностью заменено, аэродром обновлен, мы получили все необходимые документы и сертификаты на полосу.
- Какие изменения произошли в самом здании аэровокзала?
- За три года мы увеличили площади аэровокзала примерно на 20%. Был изменен фасад, а также добавлена пристройка, в которой разместился новый ВИП-зал. В самом терминале проведен ремонт, обновлены интерьеры помещений. Создана комната матери и ребенка, проведены изменения, необходимые для обслуживания инвалидов, сегодня продолжается работа по реконструкции медсанчасти. Занимаемся вопросами безопасности, скоро получим досмотровое оборудование для грузов, дополнительные сканеры и рамки для обслуживания пассажиров, до весны следующего года введем их в строй. Но работы велись не только в аэровокзале - благоустроена территория вокруг, привокзальная площадь, отремонтирована гостиница, ресторанная часть. И теперь аэропорт не пустует. К началу этого года в Москву уже было пять рейсов в день, заметно выросла и чартерная программа. На этом мы, считаю, закончили первую очередь работ, направленных на восстановление аэропорта. Следующий этап - развитие.
- Какие ставятся задачи на будущий год?
- Выполнив намеченную программу, мы обеспечили обслуживание до полумиллиона пассажиров в год. В принципе, этого достаточно на ближайшие годы, мы не рассчитываем, что пассажиропоток вырастет больше. Надо реально смотреть на вещи, и главная проблема здесь - отсутствие собственной авиакомпании. А без роста перевозок просто расширять аэровокзал нет смысла - это просто потраченные деньги.
Ближайший перспективный план - реконструкция топливозаправочного комплекса (ТЗК). Нас не все устраивает и в плане состояния резервуаров, и по подъездным путям. Хотя определенная работа уже проведена - мы закупили лабораторное оборудование, сертификационные органы регулярно нас проверяют, и их работа ТЗК удовлетворяет.
Еще один важный для нас проект - создание инфраструктуры для обработки грузов. Аэропорт "Астрахань" может стать удобной перевалочной базой на пути между российскими городами и странами каспийского региона, Азии. Сейчас в регионе активно развивается морская портовая инфраструктура, наращиваются перевозки в Иран с перевалкой грузов на железную дорогу и далее в Индию.
Сегодня мы проводим расширение перрона, на котором будет выделена специальная зона для грузовых самолетов, на которой сможет одновременно обслуживаться три-четыре самолета. В будущем году займемся строительством грузового терминала, уже сейчас на участок подводится вода, другие коммуникации и сети. Из этого терминала будет сделан отдельный выезд в город со своим КПП.
Очень интересный проект - создание вертодрома и базы для авиации общего назначения. Мы выделяем площадку на территории аэропорта, со своей рулежной дорожкой, где экипажам будет дана возможность готовиться к полетам, отдыхать и проходить предполетный досмотр. Здание для размещения соответствующих служб уже есть, на будущий год оно включено в план реконструкции. Также запланировано улучшение покрытия и реконструкция рулежной дорожки.
Наконец, в программе модернизации аэродрома уже заложено удлинение взлетно-посадочной полосы до 3,2 км, что позволит принимать любые типы воздушных судов, как пассажирских, так и грузовых.
- С чем связана необходимость удлинения полосы?
- В Астрахани должна быть ВПП, которая способна принять все типы самолетов, это требование президента. Он регулярно, раз-два в год, бывает здесь. Здесь проводятся различные саммиты и встречи лидеров прикаспийских государств. Кроме того, к региону очень большой интерес у "Газпрома" и "Лукойла".
- Недавно произошла смена владельца крупного пакета акций аэропорта. Как вы выстраиваете отношения с новым акционером?
- Нам очень важно, чтобы у государства, интересы которого я представляю, был нормальный партнер. Партнер, с которым можно работать. Такого партнера мы увидели в лице "Новапорта". Эта компания занимается аэропортовым бизнесом, у нее есть доли в различных аэропортах по всей России. И мы предлагаем идеи, которые интересны для "Новапорта", Астрахань вписывается в аэропортовый холдинг очень удачно. Ну а мы со своей стороны хотели бы увидеть в новом партнере понимание тех задач, которые мы поставили.
Есть и одно пожелание. Аэропорт сам по себе не может существовать без авиакомпании, любой аэропорт, и региональный в том числе. В 90-е годы из аэропорта Астрахани летали во все концы России и за рубеж до 30-40 рейсов в сутки. Сегодня же - пустой рынок. Поэтому нужна своя авиакомпания. Она должна быть смешанной, имеющей и пассажирские, и грузовые самолеты. Конечно, основной упор мы делаем на грузовые перевозки, потому что для грузового хаба более интересного места, чем Астрахань, просто невозможно найти. В этой связке получится очень хороший и интересный бизнес.
- "Новапорт" в новосибирском "Толмачево" реализует концепцию "город-аэропорт". У вас есть подобные планы?
- Есть, и мы их сегодня осуществляем совместно с городом. На проспекте, ведущем в город, уже отгорожены площадки под строительство торговых и развлекательных центров. Собираемся строить современную гостиницу на 100 номеров, уже готовится техническое задание на строительство, площадка подготовлена.
- Сегодня в гражданской авиации довольно серьезный дефицит кадров. Как дело обстоит у вас?
- Сегодня люди, которые работают в аэропорту, уверены в завтрашнем дне, потому что зарплату мы платим регулярно и постепенно повышаем, только в этом году подняли на 35%. Средняя зарплата в городе около 8 000 рублей, у нас - 15 000. Очень большое внимание уделяется подготовке персонала. Мы набираем в службу перевозок, в службу досмотра, как правило, молодежь с высшим образованием, со знанием языка. Постоянно работаем по совершенствованию навыков и знаний персонала, организованы ежедневные занятия по изучению иностранных языков. То есть сегодня молодежи интересно работать в аэропорту.
- На начало 2006 года у компании были многомиллионные долги. Как ситуация обстоит сейчас?
- На сегодня мы идем практически чистые. У нас осталось 20 миллионов рублей долга перед авиакомпанией за топливо, которое было приобретено. Суд признал, что мы должны эту сумму выплатить, мы выплачиваем ее по исполнительному листу. Больше долгов у нас нет. Но есть притязания авиакомпании, сейчас в арбитражном суде рассматривается еще несколько дел.
- Текущая хозяйственная деятельность аэропорта приносит прибыль?
- Конечно. Вообще аэропорты сами по себе неприбыльными не бывают, это я могу доказать любому руководителю.
- Но есть ряд сложных вопросов, решение которых не всегда зависит от руководства аэропортов, например большой налог на землю там, где с местными властями не удалось найти решение...
- Работать надо. Везде должна быть и жесткость, и дипломатия. Без этого руководителю делать нечего, гнать его надо!