Авиационные перелеты по регионам Сибири скоро станут комфортными, надежными и легкими, причем, как для пассажиров, так и для пилотов. Такой вывод напрашивается при наблюдении за темпами реконструкции сибирских аэропортов. По оценкам экспертов, повышенное внимание чиновников и бизнес-сообщества к этому сегменту неслучайно.
Авиационные перелеты по регионам Сибири скоро станут комфортными, надежными и легкими, причем, как для пассажиров, так и для пилотов. Такой вывод напрашивается при наблюдении за темпами реконструкции сибирских аэропортов. По оценкам экспертов, повышенное внимание чиновников и бизнес-сообщества к этому сегменту неслучайно.
По существующим прогнозам, мировой рынок грузовых авиаперевозок в ближайшие 20 лет вырастет в три раза, а к 2015 году достигнет объема более $105 млрд. Увеличивается и пассажиропоток: по последним данным у различных аэропортов Сибири его прирост составляет в среднем от 11 до 25% за год. Чтобы не отстать, российские компании просто вынуждены усиливать свои позиции на мировой арене.
Например, компания “Новапорт” (дочерняя компания AEON Corporation, которая специализируется на управлении пакетами акций аэропортовых компаний и компаний, работающих в бизнесе, связанном с аэропортами, реализации комплексных инвестиционных проектов развития аэропортов - ИФ), управляющая пакетами акций пяти региональных российских аэропортов, в том числе трех сибирских, планирует инвестировать в аэропортовую инфраструктуру и развитие прилегающих территорий порядка $1 млрд.
По словам гендиректора компании Александра Васильченко, рассчитанная на пятилетку программа развития аэропортов предполагает, что 30-40% средств будут собственные, 60-70% - заемные. Гендиректор «Новапорта» рассчитывает, что, консолидировав пакеты акций еще 2-3 региональных аэропортов Сибири в 2008-2009 году, компания вступит в стадию еще более активного инвестирования и развития.
На этот раз не отстает от частного бизнеса и государство. В этом году из госбюджета выделяется более 2 млрд. рублей на модернизацию аэропортов и аэродромов, расположенных на территории Сибирского федерального округа (СФО). “По сравнению с 2004 годом, когда в ремонт и реконструкцию всех российских аэропортов было вложено всего около 1 млрд. рублей, сейчас темпы финансирования этой отрасли очень высоки. Только в 2007 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 20 млрд. рублей”, - сообщил «Интерфаксу» руководитель Сибирского окружного территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Лабутин.
Итак, какие же тенденции развития уже наметились в сибирской авиации?
Большую часть средств (порядка $600 млн.) компания “Новапорт” намерена направить на развитие новосибирского аэропорта “Толмачево”. В частности, порядка $200 млн. будет потрачено на строительство аэровокзала. На территории аэропорта построят две гостиницы, грузовой терминал пропускной способностью 300 тонн в сутки, запланировано строительство пассажирского терминала с пропуском до 5,5 млн. пассажиров в год, развитие прилегающей транспортной инфраструктуры. В этом году также планируется закончить строительство второй взлетно-посадочной полосы и реконструкцию первой взлетно-посадочной полосы.
Примечательно, что для увеличения инвестиций собственник «Толмачево» даже снизил размер выплаченных дивидендов… По решению акционеров, на инвестиционные цели из чистой прибыли акционерного общества планируется использовать 101,7 млн. рублей, в том числе на реконструкцию терминала международных авиалиний – 90,7 млн. рублей, на реконструкцию привокзальной площади – 6,9 млн. рублей, на освещение подъездной дороги - 4 млн. рублей.
В Чите эта же компания (владеет 100% акций местного аэропорта – ИФ) запланировала строительство грузового терминала на 6,5 тыс. кв. метров, ремонт зданий, реконструкцию привокзальной площади и приобретение телескопических трапов. Кроме инвестиций этой компании, ОАО “АэроЧита” уже вложило несколько млн. рублей из собственных средств в ремонт здания аэровокзала, в оборудование для повышения авиационной безопасности. В 2008 году акционерное общество планирует затратить еще 8 млн. рублей на оборудование зоны обслуживания бизнес-класса.
Алтайский край – первый регион России, презентовавший свою ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» - получит 3,4 млрд. рублей из федерального бюджета на реконструкцию аэропортовых комплексов Бийска и Барнаула. Финансирование проектов будет идти в рамках федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)”.
На реконструкцию взлетно-посадочной полосы и водосточно-дренажной системы, замену светосигнального оборудования аэропорта “Бийск” будет направлено 1,2 млрд. рублей. На реконструкцию Барнаульского аэропорта (разработку проектно-сметной документации, замену светосигнального оборудования и ограждения аэродрома, реконструкцию взлетно-посадочной полосы) будет выделено 2,3 млрд. рублей. С учетом софинансирования из внебюджетных источников общая стоимость проектов составит более 5 млрд. рублей.
После переоснащения бийского аэропорта, строительства международного сектора и гостиницы ему предполагается придать статус международного. Пока Бийский аэропорт имеет региональное значение и предназначен только для внутренних авиаперевозок. Взлетная полоса способна принимать самолеты только 3-4-го классов (Ан-24, Ан-26, Як-40), а его пропускная способность составляет лишь 5 тыс. человек в год. Барнаульский аэропорт статус международного имеет давно и принимает все типы воздушных судов, однако, он расположен в 250 км от ОЭЗ “Бирюзовая Катунь” (Бийский аэропорт находится в два раза ближе к ОЭЗ – ИФ).
Реконструкция ожидает также аэропорт Горно-Алтайска (Республика Алтай). Московский “Главторг” (владеет 100% акций – ИФ) вложит в это $50 млн. Компания планирует направить средства на ремонт аэровокзала, гостиничного комплекса, сопутствующих сооружений. Предполагается, что на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования будут выделены федеральные средства в размере 1 млрд рублей. Согласно проекту, в результате реконструкции взлетно-посадочная полоса будет удлинена до 2,3 км (сейчас она составляет 1,3 км - ИФ), и аэропорт сможет принимать самолеты большой авиации. Завершить работы планируется во втором квартале 2010 года. Ожидается, что ежегодный пассажиропоток аэропорта составит 150 тыс. человек. Это самый близкий к будущим алтайским особым экономическим зонам аэропорт: он расположен в 10 км от ОЭЗ “Алтайская долина” и в 29 км от ОЭЗ “Бирюзовой Катуни”.
Печально известный аэропорт Иркутска не намерен попасть в список аутсайдеров. Он также рассчитывает получить средства на реконструкцию из федерального бюджета. В 2009 году здесь запланировали провести реконструкцию ВПП. В стоимость проекта (950 млн. рублей) включена стоимость реконструкции рулежных дорожек - 500 млн. рублей. Во время реконструкции около 4 месяцев аэропорт не будет принимать воздушные суда. Поэтому сейчас руководство аэропорта ведет переговоры с руководством Иркутского авиазавода о возможности использования взлетно-посадочной полосы этого предприятия. Пока точные сроки начала работ не известны. Но уже в этом году в Иркутске завершатся работы по удлинению взлетно-посадочной полосы стоимостью 292,9 млн. рублей. В ходе реконструкции ВПП будет удлинена на 400 метров в сторону озера Байкал. В настоящее время длина ВПП аэропорта - 3,165 тыс. метров. Модернизация полосы позволит аэропорту принимать воздушные суда без ограничения взлетной массы. Помимо этого, второй год в Иркутске продолжается реконструкция аэровокзала внутренних авиалиний: фасадные части терминала уже вынесены в сторону перрона и привокзальной площади, смонтированы новые фасадные системы, возведен четырехэтажный комплекс.
Помимо реконструкции существующего, уже в этом году в Иркутске начнется проектирование нового международного грузопассажирского аэропорта за чертой города - в поселке Поздняково, который находится в 24 км. Новый аэропорт будет построен по современным технологиям, с двумя взлетно-посадочными полосами. Схема генерального плана предусматривает строительство аэродрома класса “А” с пассажирским и грузовым перронами, объектов системы посадки и радионавигации, служебно-технической территории, аэровокзального комплекса, подъездных автодорог. Предварительная стоимость строительства аэропорта составит 23,1 млрд. рублей. Для строительства аэродромной инфраструктуры (в том числе ВПП, рулежных дорожек и др.) потребуется порядка 15 млрд рублей - эту часть возьмет на себя государство, и столько же средств нужно для строительства аэропортовых объектов. Ввести аэропорт в эксплуатацию в полном объеме планируется через 6 лет.
Не обделена вложениями в авиацию и Томская область. В ближайшие пять лет “Новапорт” планирует инвестировать в строительство инфраструктуры аэропорта в Томске 2,6 млрд. рублей. Развитие томского аэропорта с учетом прогнозируемой транспортной нагрузки разделено на три этапа. В первую очередь (2008-2009 годы) включены реконструкция ВПП, рулежных дорожек, расширение здания аэровокзала, где появятся площади для обслуживания международных перевозок, также будет построено 7-этажное здание, где расположатся службы навигации, офисы и гостиница. Вторая очередь (2010-2011 годы) предусматривает строительство нового грузового и пассажирского терминалов. Пассажирский терминал площадью 11 тыс. кв. метров сможет обслуживать 600 пассажиров в час. Кроме того, на территории аэропорта планируется возвести ангар для бизнес-авиации. Третья очередь предусматривает строительство новой ВПП протяженностью 3,2 километра, которая позволит принимать и обслуживать воздушные суда любого класса. По “консервативному” прогнозу, который озвучивает гендиректор компании, к 2015 году пассажирооборот аэропорта “Томск” увеличится в 2,5 раза и превысит 650 тыс. человек в год.
Стоит подчеркнуть, что реконструкция этих ключевых аэропортов – лишь начало, ведь на территории СФО расположено 79 аэропортов и аэродромов гражданской авиации. Но вложения в авиацию того стоят: они повышают инвестиционную привлекательность регионов, приводят в активное движение другие рынки. Ведь, согласитесь, в хорошие аэропорты и на хороших самолетах так приятно летать…
Обозреватель Любовь Третьякова
Источник: Интерфакс