Долететь до финиша

Для "Пулково" кризис - не повод отказываться от глобального проекта развития аэропорта

Наиболее очевидным следствием мирового финансового кризиса для петербургского аэропорта "Пулково" стал перенос сроков подведения итогов концессионного конкурса на право реализации проекта его развития (первый этап конкурса состоялся в прошлом году). Напомним, что проект должен быть осуществлен в формате частно-государственного партнерства и предусматривает превращение "Пулково" к 2025 году в международный авиахаб с годовой пропускной способностью 22 млн пассажиров. Сначала предполагалось, что заявки с предложениями претендентов будут приниматься до 5 февраля, а через месяц конкурсная комиссия выберет победителя. Теперь заявки принимаются до конца мая, а подведение итогов назначено на 25 июня.

Советник генерального директора аэропорта по развитию Виктор Конященков не считает ситуацию критичной. По его мнению, ни неизбежная корректировка большого инвестиционного проекта, ни изменение планов по осуществлению менее масштабных программ модернизации никак не отразятся на качестве работы "Пулково".
Туристы привлекут инвесторов

- Как повлияет на планы реконструкции "Пулково" нынешняя ситуация на рынке авиаперевозок?


- 2008 год мы закончили с плюсом - перевезли свыше 7 млн пассажиров, что на 15% больше, чем в 2007−м. Но уже в конце года была заметна тенденция к снижению темпов роста перевозок как по внутренним, так и по международным направлениям. По нашим прошлогодним оценкам, в 2009 году рост авиаперевозок планировался на уровне 10%. Сейчас мы вынуждены скорректировать прогноз в сторону уменьшения.

Но это не критичное падение, проект развития аэропорта все равно остается инвестиционно привлекательным. К тому же кризис - временное явление, а инфраструктура создается на десятилетия.

Перенос конкурса связан прежде всего с ситуацией на финансовых рынках. Сейчас невозможно точно прогнозировать стоимость денег и потому тяжело подсчитать эффективность инвестиций. Недавнее решение Центробанка об ограничении потолка бивалютной корзины (с 23 января верхняя граница технического коридора бивалютной корзины установлена на уровне 41 рубль, и ЦБ РФ не намерен менять ее в ближайшие месяцы. - "Эксперт С-З") свидетельствует о том, что девальвация подходит к концу и можно будет строить прогнозы на среднесрочную перспективу. Мы думаем, это позволит инвесторам скорректировать свои финансовые модели с учетом новых реалий мировой экономики.

- Ожидается удорожание проекта?


- В рублевом исчислении он, конечно, станет дороже. Но при этом мы, возможно, пересмотрим фазы его реализации. Например, по проекту первый терминал, который предполагается построить, рассчитан на 17 млн пассажиров. Это явно больше, чем потребуется в ближайшие годы. Увеличивать мощности аэропорта можно поэтапно, ведь терминал проектируется как модульная конструкция, которую можно наращивать по мере необходимости. Так что финансирование первой фазы развития аэропорта можно также разбить на несколько этапов, что увеличит инвестиционную привлекательность проекта.

- Некоторые компании, подававшие заявки на участие в конкурсе, сейчас испытывают финансовые проблемы. Никто не отзывал заявок?


- Ни одна из семи заинтересованных в проекте компаний пока не отказалась от своих планов. Думаю, сейчас, напротив, интерес к таким проектам возрастет, ведь мы не в чистом поле что-то планируем строить. Проект имеет дополнительную инвестиционную привлекательность в виде положительного денежного потока - дохода от авиаперевозок. Даже в условиях кризиса туристический интерес к Петербургу существенно не снизится. Как раз такие проекты - со стабильным прогнозируемым доходом - сейчас ищут инвесторы.
Людей сокращать не будут

- Как в связи с кризисом будут скорректированы текущие планы "Пулково"?


- Скажу сразу: персонала эти корректировки коснутся в последнюю очередь. Причин здесь несколько. Прежде всего, даже если самолеты будут прилетать полупустыми, к ним все равно будут обязаны выходить квалифицированные специалисты в том количестве, которое обеспечит авиационную безопасность. Нам придется немного умерить аппетиты по увеличению заработных плат, ограничить прием на работу новых сотрудников.

В большей степени будут урезаны наши инвестиционные планы и программы по капитальному ремонту и техническому перевооружению. Пока трудно сказать однозначно, от чего именно мы откажемся. Все будет зависеть от развития событий. Если общая экономическая ситуация в стране будет ухудшаться и дальше, мы будем вынуждены остановить некоторые программы.

Скажем, у нас есть несколько объектов, строительство которых мы планировали начать в этом году. Это возведение административных зданий для наших служб, продолжение строительства базы для аэродромной техники. Они увеличили бы эффективность работы наших служб, но в условиях кризиса эти объекты - не предмет первой необходимости.

- Когда, по вашим прогнозам, ситуация в авиаперевозках начнет улучшаться?


- Как только начнется рост экономики. И еще мы во многом зависим от цены авиатоплива. К сожалению, в России нефть и авиатопливо не являются биржевым товаром, а потому не всегда прослеживается связь между стоимостью нефти на биржах где-нибудь в Лондоне и стоимостью авиакеросина. Цена топлива зависит от поставщиков и нефтеперерабатывающих заводов. Думаю, они до сих пор фиксируют сверхприбыли. Как только у авиакомпаний появится возможность покупать топливо по настоящим рыночным выгодным ценам, ситуация изменится.

Источник: «Эксперт - Северо-Запад»
Автор: Ольга Мягченко