Интервью заместителя генерального директора аэропорта Толмачёво по перспективному развитию и маркетингу Абдула Кусаева.
BizavNews (BN) публикует следующее интервью в продолжение материала об аэропортах. Сегодня читайте ответы заместителя генерального директора аэропорта Толмачёво по перспективному развитию и маркетингу Абдула Кусаева.
BN Существуют ли особенности обслуживания клиентов и воздушных судов сегмента деловой авиации по сравнению с регулярными рейсами?
Абдул Кусаев Пассажиры регулярного или туристического чартерного рейсов проходят всю предполетную технологию: начиная от досмотра при входе в аэровокзал, регистрации, пограничного и таможенного контроля (если рейс международный), предполетного досмотра и заканчивая посадкой на ВС. Для пассажира деловой авиации данная процедура максимально ускоряется: не нужно проходить через несколько залов, существует спецзал, в котором (в случае международного рейса) с ними работают в индивидуальном порядке представители таможни и пограничная служба, осуществляется предполетный досмотр и паспортный контроль.
Пользователи деловой авиации летают инкогнито, имена не фиксируются в сопроводительных документах – это одно из правил выполнения рейсов деловой авиации. Аэропорт в таких случаях обеспечивает прохождение всех процедур в соответствии с требованиями.
Данные привилегии бизнес-пассажир получает, заказывая обслуживание чертерного рейса.
BN Насколько приспособлен Ваш аэропорт для обслуживания клиентов сегмента деловой авиации (специализируемые терминалы, ЗОЛД и т.д., наличие возможности быстрого прохождения пограничных и таможенных формальностей)?
Абдул Кусаев Аэропорт Толмачево способен принимать любые ВС деловой авиации. На сегодняшний день порт располагает vip-зоной, где пассажир может получить весь комплекс услуг. В среднем - за последние 3 года – в Толмачево ежегодно обслуживаются около 370 подобных рейсов. Наибольшей популярностью пользуется тип ВС Falkon (43% от всего объема перевозок 2008г.), также используются Golfstream (16%), Challenger (16%) и другие типы ВС. Мы максимально готовы к обслуживанию ВС деловой авиации и, единственное, чего не достает – это ангарно-терминального комплекса, где могли бы обслуживаться бизнес-джеты во время ожидания или базировки. Комплекс позволит соблюдать температурный режим для ВС, обеспечить техническое обслуживание и при необходимости ремонт, а пассажиры деловой авиации смогут подъезжать к ВС на собственном транспорте, что особенно актуально при неблагоприятных погодных условиях (дождь, холод). В терминале пассажиры смогут проходить предполетный досмотр и паспортный контроль. В данный момент ведутся переговоры с представителями ЗАО «Стримлайн» по заключению договора на аренду земельного участка для строительства ангарно-терминального комплекса для бизнес-джетов. Предположительно комплекс будет готов к 2011 году, и мы будем иметь полноценную инфраструктуру для обслуживания деловой авиации.
Но и сегодня мы успешно обслуживаем любые заявленные частные чартерные рейсы. Аэропорт, по договоренностью с Сибирь-техник, может предложить ангар для стоянки бизнес-джетов (там отстаивалась Cessna после вынужденной посадки в Толмачево на период определения причин аварии).
BN Насколько приспособлен Ваш аэропорт для обслуживания самолетов деловой авиации (сертификаты на прием и обслуживание, наличие отдельных ангаров и специализируемых стоянок, оборудования и персонала)?
Абдул Кусаев Воздушные суда бизнес-авиации требует более скрупулезное обслуживание, особый температурный режим. Как правило, пилоты таких бортов сертифицированы, и и имеют персональный доступ на предполетную подготовку машины. Аэропорт готов оказывать любое необходимое содействие – отбуксировать, обработать антиобледенительной жидкостью, обеспечить наземным питанием и т.д.
Мы сегодня имеем все необходимые сертификаты, но, как правило, пилоты бизнес-джетов сертифицированы и самостоятельно производят все необходимое обслуживание ВС. Когда у нас будет базироваться оператор по обслуживанию ВС деловой авиации, то в ангарно-терминальном комплексе будет работать персонал, сертифицированный и допущенный к ТО данных типов ВС. Количество персонала, задействованного в ТО, определит оператор, исходя из объемов перевозок и своего опыта по работе в данном сегменте услуг. Участие аэропорта здесь минимально – мы предоставляем удобное место и сдаем в аренду инфраструктуру.
BN Существует ли на данный момент проблема выделения слотов?
Абдул Кусаев Проблемы с выделением слотов нет. Учитывая то, что все эти рейсы чартерные и, как правило, заказчик сам определяет удобное для него время вылета или прилета, то задача авиаперевозчика и оператора организовать данный перелет. Никаких ограничений аэропорт не ставит, потому что это спецзаказ, и мы готовы принять такой борт в любое время. Если рейс иностранный, то необходимо заранее получить временное разрешение на пролет – но данный момент не регулируется аэропортом.
Существуют условия, при которых аэропорт не может в конкретное время принять ВС. Например, в прошлом году в летнее аэропорт закрывался с 14.00 до 16.00 часов для выполнения ремонтных работ на аэродроме, но график проведения данных работ доводился до сведения всех необходимых организаций заранее. В остальном, ограничений по приему и выпуску ВС нет.
BN Этот сегмент бизнеса приносит доход аэропорту? Велика ли его доля в общем бизнесе аэропорта и будете ли Вы развивать его в будущем?
Абдул Кусаев Что касается доли доходов от этого бизнеса – она минимальна. Подобные рейсы возможны в любом аэропорте, однако не все аэропорты могут обеспечить условия для базировки самолетов бизнес-авиации. Такой аэропорт как Толмачево, должен предоставить возможность операторам выполнять заказы бизнес и политической элиты из базы в Толмачево. Основная часть доходов при наличии терминала бизнес-авиации пойдет от сдачи в аренду земельного участка и ангарно-терминального комплекса для деловой авиации. Ангарно-терминальный комплекс будет представлять собой стоянку для 2-3 бизнес-джетов, стоимость сооружения – $ 4-5 млн.