За последние пять лет по объему самолетов бизнес-класса отечественный парк продемонстрировал значительное развитие. Естественно, что для эксплуатации бизнес-самолетов и обслуживания рейсов деловой авиации необходима развитая инфраструктура с полноценными комплексами техобслуживания, парковочными и ангарными зонами, пассажирскими терминалами.
За последние пять лет по объему самолетов бизнес-класса отечественный парк продемонстрировал значительное развитие. Естественно, что для эксплуатации бизнес-самолетов и обслуживания рейсов деловой авиации необходима развитая инфраструктура с полноценными комплексами техобслуживания, парковочными и ангарными зонами, пассажирскими терминалами. Но до недавнего времени вряд ли можно было говорить о полноценном комплексном обслуживании судов деловой авиации в основных аэроузлах Москвы. Традиционно проблемную для России сторону дел земных, а точнее, наземных, на отдельно взятом поле аэропорта Шереметьево взялось решить дочернее предприятие ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" — ООО "Авиа Групп".
Исторически из всех аэропортов Московского авиационного узла аэропорт Шереметьево меньше всего стремился обслуживать бизнес-чартеры. Здесь уже более десяти лет функционируют два терминала деловой авиации. Один из них принадлежит "Лукойл-Аэро", а второй около двух лет назад перешел в собственность компании "Премьер Авиа" (связана с ИФК "Система") от прежнего владельца, компании "Авком". Однако количество бизнес-чартеров, выполняемых в и из Шереметьево, сравнительно невелико и на сегодня едва ли превышает десять взлетно-посадочных операций (ВПО) в день. Отчасти такая ситуация сложилась в результате ремонта одной из ВПП весной 2006 г. — сокращение пропускной способности аэропорт компенсировал за счет чартеров и рейсов деловой авиации, и большая часть бизнес-трафика (тогда выполнялось до 40 ВПО в день) распределилась между Домодедово и Внуково (см. АТО №68, с. 51). Последний в то же время открыл новый бизнес-терминал и ангарный комплекс, чем привлек к себе клиентуру. Вернуть себе бизнес-клиентов непросто, им нужно предложить особые условия, а аэропорт Внуково уже настолько продвинулся в обслуживании бизнес-авиации, что конкурировать с ним нелегко: здесь расширены стояночные площади, построены ангары, работает станция ТО Jet Aviation и вместительный терминал Внуково-3, которым управляет специализированная хэндлинговая компания Vipport. Кроме того, аэропорт Внуково удобен с точки зрения логистики. Однако у Шереметьево есть шанс: до наступления кризиса Внуково не мог обслуживать всех желающих, и цены на услуги были очень высоки, вызывая недоумение зарубежных операторов. Планы Шереметьево отвоевать премиум-клиентов были весьма амбициозны — под бизнес-терминал планировалось отдать весь павильон "Вылет" Терминала 1. Однако этот проект реализован не был. Тем не менее для развития Центра деловой авиации (ЦДА) аэропорт создал дочернюю компанию "Авиа Групп".
В январе этого года "Авиа Групп" подошла к заключительному этапу строительства ангарного комплекса для хранения самолетов деловой авиации. Новый двухсекционный ангарный комплекс сможет вместить два бизнес-лайнера размерности BBJ или несколько самолетов деловой авиации меньшего класса. Оборудование ангарного блока соответствует всем современным требованиям. Кроме того, оборудован пост для противообледенительной обработки ВС делового класса.
Проект развития ЦДА Шереметьево проходит в несколько этапов. Строительство пассажирского терминала бизнес-авиации, архитектурная концепция которого сейчас утверждается, станет второй фазой расширения центра. После ее завершения, запланированного на 2010 г., в аэровокзале одновременно можно будет принимать делегации до 35 человек в час на вылет и такое же количество на прилет. Общая площадь терминала составит 5,5 тыс. м2, пропускная способность 75 тыс. пасс. в год. На подземном этаже трехуровневого здания аэровокзала разместится конфиденциальное помещение для входа и выхода VIP-пассажиров. На первом уровне будут расположены зал вылета и зал прилета пассажиров, три бара, магазин беспошлинной торговли, кабина паспортного контроля, пункты таможенного и предполетного досмотра службы авиационной безопасности, четыре VIP-зала и комфортная комната отдыха для улетающих пассажиров. На втором уровне будет открыт бизнес-центр с современным оснащением.
Помимо создания ангара и обещанного терминала в задачи ЦДА входит организация станции ТО. Предполагается, что данная функция будет выполняться совместно с финским провайдером Airfix Aviation, владеющим лицензиями на выполнение работ по ТОиР всех основных производителей бизнес-джетов. Не исключено, что благодаря проводимым мерам по развитию инфраструктуры Центр деловой авиации аэропорта Шереметьево станет сильным конкурентом на отечественном рынке обслуживания бизнес-перевозок.
Анна Назарова
Источник: ATO.ru