Британский капиталист вспомнил о ленинском субботнике и предложил персоналу своей компании воплотить в жизнь замечательную коммунистическую идею бесплатного труда
Однако, если Ильич выводил трудящихся нести на плечах бревно всего лишь на один день, то исполнительный директор крупнейшей авиакомпании мира "Бритиш эруэйз" Уилли Уолш предложил своим подчиненным целый месяц трудиться бесплатно.
Ничего иного Уолшу, впрочем, не оставалось. Выбор стоял, как говорил тот самый барон Мюнхгаузен, "или погибнуть - или спастись... Я решил спастись". Именно такой выбор стоит сегодня перед несущей огромные убытки "Бритиш эруэйз". Победоносно докладывавшая всего два года назад о рекордных прибылях, сегодня компания несет убытки в 401 миллион фунтов стерлингов. И у руководителей нет особых надежд на то, что дна они уже коснулись.
Согласно заявлению Уолша, гражданская авиация сегодня в целом "находится в эпицентре шторма", переживая самый трудный период в ее истории. Что вполне понятно - число пассажиров сокращается как шагреневая кожа, а горючее дорожает. В итоге персоналу просто нечем платить.
Руководство "Бритиш эруэйз" выработало план спасения, исключающий увольнение персонала. Что выглядит мудро: уволить хорошего пилота куда проще, чем потом такого же отыскать. Однако убедить хорошего пилота целый месяц летать без горючего в виде заработной платы - задача весьма сложная. Еще сложнее уговорить на бесплатный труд малозарабатывающий персонал грузчиков, подсобных рабочих, стюардов.
В докризисные времена я однажды поинтересовалась у своей знакомой, преподавателя физики крупнейшей лондонской государственной школы Холлэнд Парк, случались ли у персонала школы задержки с зарплатой. Мой вопрос вызвал откровенное недоумение: мол, о чем это вы? Задержка даже на пару дней с выплатой еженедельно начисляемого заработка могла бы быть воспринята британским служащим не иначе как ЧП. Ведь у подавляющего большинства британцев ежемесячные оплаты коммунальных платежей, ипотеки, кредитов и прочее производятся автоматически - банк попросту забирает эти деньги со счета клиента и переводит на счета соответствующих компаний.
Именно поэтому многие из тех 30 тысяч сотрудников, к которым обратились с просьбой о "месячном субботнике" боссы "Бритиш эруэйз", с возмущением отказались принять столь сомнительный для них "план спасения". Отказались они также и от предложения взять на месяц бесплатный отпуск. Служащие багажного отделения заявили, что и рады бы, да не могут себе позволить роскошь бесплатного отпуска.
Чтобы вдохновить персонал на подвиг, Уолш первым поставил свои собственные деньги на кон: глава компании отказался от своей июльской зарплаты в сумме 61 тысяча фунтов стерлингов (100 тысяч долларов). И многие сотни служащих уже последовали его примеру, выразив готовность трудиться на протяжении одной недели или одного месяца бесплатно. В надежде, что получат компенсацию за потерянный заработок, когда компания будет спасена от нынешнего кризиса.
Примерно таким же путем прошла недавно "Хонда", остановившая свои конвейеры на несколько недель в связи с отсутствием финансовых средств. По схеме "Бритиш эруэйз" спасалась и еще одна авиакомпания - Cathаy Pacific. Капитализм в эти дни преподносит занимательнейший урок, назовем это так, "гибкости". Точнее же сказать, он делает резкий крен в сторону от своего основополагающего принципа: деньги-товар-деньги. Работать бесплатно - это уже совсем из другой оперы...