Для организации воздушного движения в городах России предлагались и предлагаются проекты, подготовленные различными ведомствами, в том числе при поддержке органов федерального уровня. Мнения на этот счёт высказываются самые противоречивые, и решения принимаются не одинаковые…
Для организации воздушного движения в городах России предлагались и предлагаются проекты, подготовленные различными ведомствами, в том числе при поддержке органов федерального уровня. Мнения на этот счёт высказываются самые противоречивые, и решения принимаются не одинаковые…
Авиатакси в Генплане Москвы не значится
В этом году будет принят Генеральный план развития города до 2025 г., который разрабатывает Научно-исследовательский и проектный институт Генплана г. Москвы. О новом проекте и о будущем транспортной инфраструктуры столицы рассказал директор НИиПИ Сергей Ткаченко: «Идея создания воздушного такси широко обсуждалась, было разработано 60 направлений для полетов и опорных точек для посадки. Появились даже нормативы обязательного размещения вертолетных площадок на высотных и просто высоких зданиях. Но проект остался пока на бумаге. Камнем преткновения стали законы, связанные с воздушной безопасностью Москвы. Поэтому реальностью массовое воздушное такси сможет стать только тогда, когда станет возможным обеспечить безопасное движение вертолетам, а также тем, кто в это время находится на земле».
Вертолетное движение в Санкт-Петербурге
Четыре года назад в Петербурге построили первую вертолетную площадку на высотном здании - на крыше отеля «Амбассадор». Однако, официально ее зарегистрировать удалось только сейчас, получив разрешения от двадцати различных ведомств. Это дало право осуществлять взлеты и посадки вертолетов в частных целях, а также использовать площадку, оборудованную на кровле здания, для перемещения мобильных подразделений МЧС, МВД и других спецслужб. В городе кроме неё существуют еще пять «вертолетных парковок»: в Петропавловской крепости, Пушкине, Петродворце, в ЦПКиО, в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе.
Председатель комитета по транспорт-но-транзитной политике городского правительства Николай Асаул сообщил, что к 2013 году в Петербурге, возможно, откроют вертодром ёмкостью на 50 винтокрылых машин. Изыскательские работы по определению возможности его строительства будут проведены в районе улиц Взлетной и Рейсовой. По словам Н. Асаула здесь построят взлетную полосу, стоянки для вертолетов, рядом гостинично-офисный комплекс. Помимо этого у Администрации города есть проекты создания вертолетных площадок и сопутствующих объектов вдоль кольцевой автодороги.
В настоящее время в «Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга», на 4-й квартал 2009 года намечены мероприятия по созданию системы вертолетного движения в черте мегаполиса. Система необходима как для альтернативного способа доступа в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, так и для использования малой авиации в деловых целях, например, при проведении мероприятий на высшем уровне и саммитов, которые в Петербурге проходят регулярно.
Сегодня полеты в воздушном пространстве Петербурга разрешены только над Невой и лишь небольшому числу компаний. При этом для коммерческих вертолетных рейсов информация о маршрутах полетов заранее предоставляется военным – в ноябре-декабре заявки отправляются в Генштаб ВС России и согласуются на год вперед Нерегулярные полеты частных или корпоративных вертолетов должны выполняться строго по предварительному согласованию с командованием 6-й армии ВВС и ПВО.
Тем не менее, г-н Асаул заявляет: «Вертолетное движение в городе необходимо развивать, особенно с учетом того, что у нас, в отличие от Москвы, воздушное движение не запрещено. Одновременно мы будем активно подбирать инвесторов для строительства площадок». Аналитики считают, что проект строительства вертолетных площадок может быть интересен ряду серьёзных инвесторов, ведь помимо оборудования территории для посадки вертолетов на этой земле есть возможность строительства различных объектов для коммерческого использования. К тому же вертолетную площадку, как показывает питерский опыт, можно успешно оборудовать и на крыше здания.
Аэропорты Северной Пальмиры
В Генплане Санкт-Петербурга до 2015 г. законодательно определено развитие и размещение объектов транспортной инфраструктуры. В их числе запланирована реконструкция аэродромов в городе Пушкин, поселке Ново-Ковалево (аэродром «Ржевка») и поселке Горская для приема легкомоторной авиации.
Инвестиционный проект по аэродрому Пушкин предусматривает создание на его территории аэропорта для деловой и малой авиации. Целью данного проекта является комплексное решение проблемы обеспечения бизнес и региональных перевозок в Санкт-Петербургском авиаузле. В связи с отсутствием специализированных терминалов, наземное обслуживание пассажиров, экипажей и воздушных судов чартерных и бизнес рейсов выполняет Служба деловой авиации - структурное подразделение аэропорта Пулково. В Правительстве Санкт-Петербурга уже рассматривали вопрос о выделении участка земли в районе Пулково под строительство специального терминала для приема бизнес-авиации. Есть и инвесторы этого проекта, которые планируют построить VIP-терминал, аналогичный московскому «Внуково-3». Однако, гендиректор ЗАО «Аэродром «Пушкин» Анатолий Мясников отмечает, что уже сегодня, в Петербург прилетают 30-40 частных рейсов в месяц и их число может существенно увеличиться. Поэтому, при росте потока регулярных рейсов в Пулково, главная воздушная гавань не сможет в полной мере обеспечить все полеты деловой авиации.
Видимо не случайно речь идет ещё об одном альтернативном проекте - реконструкции аэродрома Левашово (находится в Выборгском районе и является аэродромом совместного базирования с военными), на котором предполагается создание инфраструктуры для гражданской авиации и строительство пассажирского терминала. Если планы будут реализованы, то аэропорт Левашово сможет обслуживать чартерные рейсы, бизнес-авиацию и малые грузовые перевозки, а регулярные рейсы по-прежнему будут выполняться в Пулково.
Источник: AJS,
Фото Максима Кузовкова