Охота на самолёты.

Цены на снимки авиатрагедий могут достигать нескольких тысяч долларов. Но по мнению челябинских авиафотографов, продавать горе, как минимум, кощунственно…

Цены на снимки авиатрагедий могут достигать нескольких тысяч долларов. Но по мнению челябинских авиафотографов, продавать горе, как минимум, кощунственно…

Когда самолёт заходит на посадку и пролетает на высоте от силы 50 мет-ров над головой, ощущения возникают самые противоречивые: с одной стороны, восторг перед красивой и мощной техникой, с другой — становится немного не по себе: за 300-тонной махиной тянется едкий керосиновый шлейф, и можно даже увидеть бортовой номер самолёта. А приблизив камерой изображение, — рассмотреть каждый болтик на шасси. Наверное, именно этот драйв и привлекает челябинских плейнспоттеров и гонит за кадрами в местный аэропорт, в «Кольцово», аэропорт Шарля де Голя в Париже или «Каструп» в Копенгагене…

«Боинг» — бобик», «Ил» — «баклажан»

Первых плейнспоттеров, добровольных шпионов за самолётами (в переводе с английского plane — «самолёт», to spot — «увидеть, опознать»), заметили у заборов аэропортов в конце 1980-х годов. Сейчас уже несколько десятков тысяч человек по всему миру дежурят в аэропортах, фотографируя воздушные суда. Первое время полицейские в Европе пытались бороться с плейнспоттерами, но сегодня во многих странах «авиашпионам» выдали лицензии, организовали удобные для фотосъёмки лайнеров площадки и поручили следить, чтобы вокруг аэропортов не бродили подозрительные личности с гранатомётами. В Челябинске такие «охотники» за самолётами тоже есть.

Одним из первых на Южном Урале споттерством увлёкся Александр Берг. Около 9 лет назад, очутившись в аэропорту во Франкфурте, который часто называют просто Fraport, он сделал свои первые два снимка.

— Это один из самых загруженных аэропортов Европы. Самолёты садятся и взлетают каждый 40 секунд, — рассказывает споттер. — Для съёмки сделана спецплощадка с видом на взлётно-посадочную полосу.

Первой «фотомоделью» для челябинца стал «Боинг-747», который между собой фотоохотники называют «джамбо» — слон., потому как только шасси этого самолёта высотой почти в человеческий рост. Кстати, на языке споттеров почти все воздушные суда имеют свои собственные имена: «Боинг» — «бобик», аэробус — «арбуз», «Ил-86» — «баклажан», «Ту-134» — «свисток» (уж больно шум от двигателя свистящий).

По возвращении в Россию Александр нашёл единомышленников. Вместе они стали ездить в «Баландино» и «Кольцово», а потом — и в Европу.

Карибская мечта

Результаты поездок ребят можно найти в Интернете. У каждого челябинского споттера есть свои козырные кад-ры. Любимый снимок Саши сделан из кабины самолёта.

— Я умудрился уговорить пилотов запустить меня в кабину во время посадки, — вспоминает молодой человек. — По правилам безопасности, во время всего полёта кабина пилотов должна быть закрыта и посторонних в ней быть не должно. Поэтому руки дрожали, когда снимал…

— Меня интересует гражданская авиация, — говорит Саша. — Военные самолёты очень сложно снять. Они же не летают по расписанию. Ну а VIP-самолёты президента, премьер-министра или бизнес-элиты снимают те, кто уже заелся. Мы же ещё не избалованы. Нам и «свистки» интересно поснимать.

Мечта же любого фотографа самолётов находится на пересечении географических координат 18.039068. широты и 63.120237. долготы. Здесь, на острове Сан-Мартин в Карибском море находится аэропорт принцессы Джулианы.

— Это — самый фееричный аэропорт в мире. Самолёты садятся в 15 метрах от пляжа, — рассказывает Александр. — При взлёте воздушных судов людей забрасывает песком. Ну а когда самолёт летит слишком низко, совершая посадку, можно потрогать шасси.

Продаётся катастрофа

Отношения у южноуральских споттеров с аэропортами пока складываются не самым лучшим образом. Фотографировать самолёты им приходится из-за заборов или из зданий аэровокзалов. До недавнего времени и это было невозможно. Хотя в погоне за эксклюзивными кадрами, как оказалось, свердловчане даже перелазили через забор на лётное поле и нарывались на неприятности со службой авиационной безопасности (САБ) и ФСБ.

— Не понимаем, зачем людям бегать? Можно даже ничего не организовывать, не строить. Просто дали бы разрешение на съёмку, а мы сами организуемся. Пока же разрешения никто не даёт…

Сейчас в Челябинске на самолёты «охотится» с десяток человек. С завидной регулярностью они ездят в сторону «Баландино». Не поснимать, так просто насладиться атмосферой жизни аэропорта.

— Охранники нас уже не гоняют. Поначалу спрашивали, кто мы и зачем нам такие большие фотоаппараты, — говорит Александр Берг. — Говорят, такие большие, а такой ерундой занимаемся. Ну а что, раз мы взрослые люди, так должны дома сидеть и водку пить?

Чтобы не создавать себе и службе безопасности проблем, через заборы челябинцы, конечно же, не лазят. Зато они нашли лазейку: в одном месте в заборе выдолблены дыры размером как раз под объектив. Там обычно увлечённые и делают свои кадры.

— Споттерство — это такая штука, где само небо может подыграть, не только самолёт, — смеётся Александр. — Вроде, ничего текстурного над головой иногда нет, а получается почти шедевр.

Можно ли заработать на таких шедеврах? Маловероятно.

— Это занятие для души. Заработать можно только на одном — случайно сняв катастрофу, — считает Саша. — Знаю, что однажды в Штатах за такой снимок какая-то газета выложила несколько тысяч долларов. Для меня лично это неприемлемо. Продать катастрофу — это кощунственно. Не дай бог это заснять… В Америке же менталитет совсем другой.

Самолётный вернисаж

В аэропорту «Челябинск» ежедневно совершают взлёты и посадки десятки самых разных самолётов:от многотонных «Боингов» и «Аэробусов» до частных легкомоторных самолётов, вроде Tecnam или Cessna. Иногда бывают даже достаточно редкие «борта». Правда, чтобы их увидеть, нужно знать расписание. Никаких запретов на съёмку, по словам руководства аэропорта, здесь нет.

— Мы же не в «совке» живём! В Интернете выложены десятки тысяч фотографий каждого самолёта, — говорит Алексей Контиевский, технический директор аэропорта «Челябинск», работающий здесь уже более 50 лет. — Да и аэродромы как на ладони, благодаря спутнику. Разве ж это секрет?

Про споттеров в аэропорту, естественно, знают.

— Да знаем мы их! Ничего против сотрудничества не имеем, но никто официально к нам ещё не обращался. Раз в сезон мы готовы их принять, не чаще: нам же придётся отвлекать сотрудников службы авиационной безопасности. У них своя работа, от которой их придётся отвлекать. В любом случае, художества споттеров будут под контролем.

И хотя серьёзные инциденты в аэропорту крайне редки, разве что пьяных пассажиров приходится присмирять, да и такие случаи единичны, но, как говорится, бережёного бог бережёт. Потому служба авиационной безопасности от деятельных фотографов-экскурсантов не в восторге: не положено посторонним людям находиться на аэродроме.

Опасения спецслужб вполне понятны. Ни для кого не секрет, что в Челябинске ещё в прошлом году была задержана группа исламистов террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами». Участники запрещённой на территории России исламской экстремистской группировки обвинялись в приготовлении к совершению теракта на Южном Урале и незаконном приобретении и хранении боеприпасов. При обыске в квартирах активистов ячейки оперативники нашли ручные гранаты РГД-5, брошюры с описанием взрывных устройств, правила конспирации при производстве терактов, а также фотографии комплекса зданий ГУВД и УФСБ области и плотины Шершнёвского водохранилища. Снимков аэропорта, слава богу, не было… Но объект-то стратегический.

— Вообще, то, что делают ребята, это целое искусство. Им же надо найти хороший ракурс, рассчитать скорость самолёта при взлёте или посадке, учесть погодные условия, — рассуждает Алексей Контиевский, который во время беседы сам с удовольствием наблюдает, как на посадку заходит зелёный «бобик». — Ну а самолёты… Говорят, некрасивые самолёты не летают. Красивый — значит, совершенный, безопасный. Представляете, мощная машина в воздухе! Это же сказка!

По мнению техдиректора аэропорта, работы челябинских споттеров могли бы даже в будущем украсить залы ожидания аэровокзала: и пассажирам будет интересно, и он от этого только выиграет.

ЦИФРЫ:

Количество пассажиров, перевезённых через аэропорт «Челябинск» в 2008 году, — 685 409 человек.

Количество самолётовылетов за 2008 год в челябинском аэропорту  — 4 832.

Самый загруженный день недели — пятница (30 вылетов), самый свободный — воскресенье (16).

В среднем экипаж корабля проводит в небе 800 часов полётного времени в год.

Наталья Калентьева

Источник: Аргументы и Факты - Челябинск