Novaport обозначил цели.

Крупнейший частный аэропортовый холдинг Novaport собирается в ближайшие годы приобрести до шести региональных аэропортов, что позволит ему увеличить пассажиропоток по крайней мере на 50%.

Крупнейший частный аэропортовый холдинг Novaport собирается в ближайшие годы приобрести до шести региональных аэропортов, что позволит ему увеличить пассажиропоток по крайней мере на 50%. Средства на экспансию и модернизацию существующих аэропортов компания собирается привлечь за счет продажи части акций стратегическому инвестору и проведения IPO.

Как рассказал РБК daily гендиректор Novaport Михаил Смирнов, компания приняла стратегию развития на пять лет. На сегодняшний день крупнейшим активом компании являются 38% акций аэропорта Толмачево (Новосибирск), также ей принадлежат 48% акций аэропорта Барнаула, 68% акций челябинского аэропорта Баландино, 74,9% акций аэропорта Томска, 100% акций аэропорта Читы.

По словам Михаила Смирнова, инвестиции Novaport в 2010—2011 годах в эти предприятия будут составлять 1 млрд руб. В частности, в аэропорту Толмачево будет произведена реконструкция ТЗК стоимостью 52 млн руб., будет построен перрон и куплена техника на 250 млн руб., за счет бюджетных средств будет запущена вторая ВПП, завершится строительство второй очереди грузового терминала (80 млн руб.). Гостиница Skyport будет передана профессиональному оператору. В аэропортах Челябинска, Томска, Читы будут созданы новые ТЗК. Кроме того, в Томске планируется открыть международное сообщение, а в Челябинске провести реконструкцию гостиницы, которая затем будет передана управляющей компании.

Однако планы компании связаны не только с модернизацией существующих аэропортов. По словам г-на Смирнова, Novaport рассчитывает в ближайшие годы приобрести еще до шести аэропортов. «Будут выбираться аэропорты не по количеству обслуживаемых пассажиров, а по потенциалу роста», — отмечает Михаил Смирнов. По его словам, количество обслуживаемых компанией пассажиров, согласно исследованиям, будет расти на 5% в год (сейчас аэропорты компании обслуживают 3 млн пассажиров в год), еще 1,5 млн пассажиров придутся на приобретенные аэропорты. Novaport будет участвовать в торгах по продаже госпакетов акций аэропортов Новосибирска и Астрахани.

Какие еще объекты интересны, в компании не раскрывают. Ранее Novaport интересовался покупкой аэропортов в Одессе и Сухуме, но сейчас прекратил переговоры. Также компания приняла решение отказаться от участия в проекте аэропорта Калининграда из-за его большой долговой нагрузки.

Для финансирования своих проектов компания собирается разместить облигационный заем в будущем году. «Скорее всего мы будет готовы к нему в начале 2011 года. Сумма будет определена исходя из потребностей компании в финансировании», — говорит г-н Смирнов. Вслед за этим компания собирается заняться поиском стратегического партнера, которому может быть продано 25% акций аэропортового холдинга Novaport. А через три года компания рассчитывает провести IPO, в ходе которого инвесторам может быть предложено до 30% акций.

Ранее Novaport вынашивал планы региональной экспансии в партнерстве с Шереметьево, но сейчас приходится рассчитывать только на себя. «Несмотря на подписанные соглашения, Шереметьево перестало проявлять интерес к концессии региональных аэропортов», — сетует Михаил Смирнов. «Надо различать покупку акций операторов и вложение средств в проекты в аэропортах», — отмечает заместитель гендиректора по экономике и финансам Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) Дмитрий Калинин. Он считает, что для МАШ более интересным представляется второй вариант, в частности сейчас Шереметьево вкладывает собственные средства (около 20 млн долл.) в проект строительства терминала в аэропорту Владивостока.

Свободных аэропортов с миллионным пассажиропотоком уже не осталось, отмечает глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но потенциал роста есть у многих региональных аэропортов. Есть ряд проектов реконструкции и развития, которые будет реализовывать государство, и понятно, что для частного инвестора они становятся более привлекательными (например, Омск и Иркутск). В то же время компании не стоит забывать и про существующие активы, отмечает эксперт, ведь прибыльными являются только аэропорты Толмачево, Челябинска и Астрахани, тогда как другие приносят лишь проблемы.

СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ

Источник: РБК daily