Домодедово присядет на черную полосу

В крупнейшем московском аэропорту решено не строить третью ВПП

 

Премьер Владимир Путин утвердил план развития московского авиаузла, согласно которому в аэропорту Домодедово не будет построена третья взлетно-посадочная полоса (ВПП). Вместо этого не позже 2014 года решено реконструировать одну из действующих полос. В результате аэропорт на время останется с одной ВПП, может не справиться с пассажиропотоком и потерять часть базирующихся авиакомпаний — например, в пользу государственного Шереметьево, где третью полосу построят.

"Ъ" удалось ознакомиться с копией протокола совещания под председательством Владимира Путина, которое прошло 7 июля в аэропорту Минеральные Воды. В ходе него был определен порядок финансирования инфраструктуры в московских аэропортах (она принадлежит государству). Премьер поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину "обеспечить финансирование и развитие московского авиатранспортного узла с учетом реконструкции существующих взлетно-посадочных полос в аэропортах Внуково и Домодедово и строительства третьей ВПП в аэропорту Шереметьево".

Разработка проектной документации строительства ВПП в Домодедово началась в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и должна была завершиться до конца 2010 года.

Но Росавиация на основании итогов июльского совещания уже приостановила исполнение госконтракта на разработку документации, заключенного с ФГУП "Аэропроект" (копия письма заместителя руководителя Росавиации Константина Махова в "Аэропроект" от 18 августа также есть у "Ъ"). Источник "Ъ" в Росавиации подтвердил, что третья ВПП в Домодедово в обозримом будущем строиться не будет: "В бюджете на это денег нет". В группе "Ист-Лайн" (управляет Домодедово) "Ъ" сообщили, что ВПП N 1, построенную в 1968 году, нынешнее техническое состояние покрытия позволяет эксплуатировать только до 2014 года. Собеседник "Ъ" в Росавиации считает, что существенных проблем во время реконструкции ВПП в Домодедово не возникнет. "В прошлом году во время реконструкции Шереметьево все лето работало с одной действующей полосой, но никаких проблем с обслуживанием потока не возникало",— поясняет он. Но в "Ист-Лайне" с этим не согласны. "Одна полоса не сможет обслужить всех пассажиров,— заявили "Ъ" в пресс-службе.— Потеря пропускной способности составит, по нашим расчетам, около 15 млн пассажиров в год, их не сможет взять на себя ни Шереметьево, ни Внуково".

Однако государственное Шереметьево как раз будет расширяться. В пресс-службе Минтранса "Ъ" сообщили, что решение о строительстве третьей ВПП в Шереметьево "принято и будет выполнено". Сроки начала реконструкции ВПП в Домодедово и Внуково в Минтрансе не назвали, но признали, что во время реконструкции эти аэропорты будут работать "с ограничениями". В Росавиации ситуацию не комментируют. Высокопоставленный источник "Ъ" в Минтрансе отметил, что две существующие полосы в Шереметьево являются "зависимыми", то есть расстояние между ними меньше 2 км, поэтому использовать их одновременно нельзя. В то же время из-за растущего пассажиропотока Шереметьево уже сейчас работает в условиях ограниченной пропускной способности, а потому строительство там новой ВПП остро необходимо.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев соглашается с тем, что в Шереметьево нужна третья ВПП. "Без двух независимых полос будет трудно развиваться базирующемуся в Шереметьево "Аэрофлоту", претендующему на достойное место на глобальном рынке",— отмечает эксперт. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак оценивает строительство современной ВПП в $1,5 млрд, хотя, по его мнению, необходимость резервирования земельных участков и выкупа их у собственников может удвоить эту сумму.

Если Домодедово останется к 2015 году с одной действующей полосой, "аэропорт потеряет перспективы развития, а его пассажиров со временем оттянут Внуково и Шереметьево", считает господин Пантелеев. Борис Рыбак добавляет, что крупные иностранные авиакомпании, прежде всего входящие в глобальный альянс Star Alliance, будут рассматривать возможности сменить аэропорт базирования. В результате рыночная стоимость Домодедово резко снизится, считает господин Пантелеев. "В контексте идеи чиновников создать единую управляющую компанию для всех трех московских аэропортов позиции частных акционеров Домодедово в этих переговорах будут серьезно ослаблены",— отмечает эксперт. Эту идею в начале года предложил первый вице-премьер Игорь Шувалов, а летом поддержала министр экономразвития Эльвира Набиуллина, хотя пока никакого развития проект не получил.


Алексей Екимовский

Источник: Коммерсантъ