В ожидании законодательных перемен российские девелоперы еще в 1990-х гг. стали проектировать и строить здания, так сказать, на перспективу — именно тогда в Москве появились первые объекты коммерческого назначения с вертолетными площадками.
В начале мая российские законодатели активизировали разработку законопроекта, разрешающего полеты частных вертолетов над водными артериями столицы, — коммерческое использование данного транспорта позволило бы разгрузить столичные автомагистрали. В ожидании законодательных перемен российские девелоперы еще в 1990-х гг. стали проектировать и строить здания, так сказать, на перспективу — именно тогда в Москве появились первые объекты коммерческого назначения с вертолетными площадками.
Небо на замке
Шансы на принятие закона, отменяющего запрет на использование столичного воздушного пространства, велики. Возможность летать над городом будет востребована людьми состоятельными и зачастую приближенными к власти. Но сроки открытия московского неба могут затянуться.
Противники полетов над Москвой обосновывают свои возражения требованиями безопасности, в том числе высших государственных органов и первых лиц государства. Но основная масса вертолетчиков будет все-таки состоять из профессионалов, а не из бизнесменов-любителей. Для обеспечения безопасности вполне достаточно запретить полеты над некоторыми зонами, например центром столицы. Летают же самолеты возле МКАД и над окраинными районами, например Ясеневым и Теплым Станом, и ни один пилот до сих пор не направил машину на Кремль. С другой стороны, малая авиация помогла бы изменить транспортную ситуацию в столице в лучшую сторону.
В настоящее время столичное небо открыто только для МЧС, «Скорой помощи» и военных. Отдельные здания вышеперечисленных служб и больниц оборудованы вертолетными площадками. Кроме того, ряд жилых домов в Москве располагает вертодромами — наличие специального места для взлета и посадки вертолетов спасателей при возникновении пожара в разы упрощает эвакуацию людей. К счастью, данные площадки еще ни разу не использовались по назначению.
Площадки на перспективу
Мы подсчитали, много ли сейчас в Москве бизнес-центров, готовых к приему вертолетов. В отличие от Нью-Йорка, где почти каждый второй крупный бизнес-центр располагает вертолетной площадкой, в столице их можно пересчитать по пальцам (см. таблицу). Кроме того, в деловом комплексе «Москва-сити» заявлено строительство вертолетных площадок на башне «Город столиц», а также на здании административного комплекса правительства Москвы.
Предполагалось построить вертодром и на крыше башни Imperia Tower — 60-этажного многофункционального комплекса, в котором сейчас завершаются отделочные работы, но из-за кризиса данная «опция» была отменена. Похожая ситуация произошла и с Cherry Tower — 20-этажным деловым комплексом класса А на юго-западе Москвы. Несмотря на то что строительство здания было завершено задолго до кризиса, а первоначальный проект предполагал вертолетную площадку на крыше, от ее сооружения отказались из-за технических сложностей, удорожающих проект. Сейчас на месте предполагаемого вертодрома стоят телевизионные антенны.
Строительство объекта с площадкой для посадки авиатранспорта — мероприятие весьма хлопотное. Для этого девелоперам необходимо учитывать, выдержат ли несущие конструкции зданий постоянную дополнительную нагрузку, использовать усиленные каркасы и материалы с низкой вибрацией и шумоизоляцией, строить бетонное или асфальтированное посадочное место, рулежную дорожку, оборудовать площадку емкостями для топлива и смазочного материала, метеорологической и радиотехнической аппаратурой. Разрабатывают и утверждают конструкцию площадок сертифицированные архитектурные агентства (одно из таких — Росавиапроект). Подготовка и последующее строительство увеличивают себестоимость проекта, по нашим оценкам, примерно на 5%.
Впрочем, размещать площадки для авиатранспорта на крышах высотных зданий совсем не обязательно, вертолеты могут «парковаться» и на территориях бизнес-парков с подходящим ландшафтом. Организация посадки на земле в разы дешевле. В настоящее время достаточными площадями располагают бизнес-парки «Крылатские Холмы», «Новоспасский двор», «Красная Роза».
Сейчас наличие вертолетных площадок — не более чем изюминка объекта и никак не влияет на арендную ставку. Однако девелоперы продолжают проектировать их в офисных центрах в надежде на то, что в будущем, когда частные полеты над Москвой станут реальностью, наличие вертодрома существенно повлияет на рост капитализации объекта недвижимости и активность арендаторов. Но много ли найдется арендаторов, которые будут использовать по назначению имеющиеся вертодромы? Судите сами: самая распространенная в России модель вертолета Robinson R44 стоит около $600 000, что сопоставимо с ценой автомобиля представительского класса, которых в Москве немало. А там, где Bentley, найдется место и для вертолета.
В Подмосковье полеты малой частной авиации весьма востребованы. Но летать в Москву нельзя, и владельцы вертолетов используют их не для дела, а, так сказать, just for fun (например, сгонять на рыбалку на озеро Селигер). Поэтому можно смело предположить, что если небо в Москве откроют, то спрос на воздушные полеты, а значит, и на офисные здания с вертодромами будет обеспечен.
Максим Жуликов
Источник: Ведомости