Небо очистилось для вертолетов

Минтранс отменил необходимость получать разрешения для полетов над семью российскими городами, в том числе над Петербургом

Министр транспорта Игорь Левитин 24 сентября подписал приказ, сокращающий территории запретных зон для полетов малой авиации в нескольких городах России, сообщил представитель Минтранса. Документ касается запретных зон Петербурга, Москвы, Ростова, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска и Хабаровска, говорится в нем. В Петербурге осталось девять закрытых для полетов зон, следует из документа. Это территории вокруг аэропорта «Пулково», двух военных аэродромов в Пушкине и Левашово, а также нескольких других стратегических объектов, объяснила пресс-секретарь комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) городской администрации Ксения Горлевая.

Запрет снят для зон на высоте от 3000 м. С 1 ноября, когда приказ Минтранса вступает в силу, для полетов в них вертолетам не потребуется разрешения министерства, рассказал представитель Росавиации: владельцу вертолета достаточно будет уведомить местные власти. Однако процедура уведомления пока не принята, говорит он. Согласованием полетов над городом будет заниматься КТТП, сообщила Горлевая.

Для согласования полета над городом необходимо потратить от недели до месяца, процедура сложная и требует большого количества бумаг, говорит гендиректор компании, управляющей несколькими частными машинами. Если новые правила позволят без проблем получать согласования, рынок может быстро вырасти, полагает он. Вертолетное движение в Петербурге развито крайне слабо, отмечает собеседник «Ведомостей». Сложность в получении разрешения на полеты отпугивает большинство потенциальных клиентов, объясняет он. По его словам, за последние 10 лет парк частных вертолетов в Петербурге сократился как минимум в полтора раза.

Спрос на полеты над городом есть не только у бизнесменов и туристов, востребованы также услуги аэрофотосъемки, рассказывает сотрудник агентства, предлагающего вертолеты в аренду. Для быстрого развития вертолетного движения необходимы площадки в центре, больше всего страдающем от автомобильных пробок, рассуждает он, а в Петербурге такая площадка только одна — около Петропавловской крепости.

Оба менеджера оценивают рынок вертолетных услуг в Петербурге в 100-200 млн руб. в год. Облегчение процедуры полетов будет способствовать развитию вертолетного транспорта в Петербурге, городские власти планируют содействовать этому процессу, создавая наземную инфраструктуру для вертолетов, говорит Горлевая. Летом прошлого года правительство приняло программу размещения вертолетной инфраструктуры на территории Петербурга. Она предусматривает строительство к 2025 г. трех вертодромов и 20 посадочных площадок.

Вертолеты очень эффективны в качестве альтернативы автомобильному движению, отмена запрета на полеты над городами будет способствовать развитию рынка, считает президент российской Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казаков.

"Коммерсанту" Вадим Казарновский, генеральный директор авиакомпании "Вертолеты Helitour", сообщил, что положительно оценивает грядущее нововведение. "Подобное изменение значительно упростит возможность полетов в черте города, что в большей степени интересно для туристических перевозок. Думаю, комитет будет выдавать эти разрешения предприятиям, связанным с коммерческими перевозками, причем только вертолетным, поскольку самолетам в городе негде приземляться. Но в ближайшее время на этом рынке революций не произойдет, поскольку компании, которые профессионально занимаются авиацией, эти разрешения уже получили, как бы сложно это ни было", — говорит господин Казарновский. По его мнению, расчет комитета в области вертолетной инфраструктуры оправдан: "Инвестировать в вертолетные площадки будут профессиональные перевозчики, которые смогут окупить эти вложения в течение нескольких лет", — прогнозирует Вадим Казарновский. По его словам, вертолетные площадки бывают трех типов — грунтовые площадки (стоимость их создания составляет около €20 тыс.), заасфальтированные площадки, обнесенные сеткой, с разметкой и светонавигационным оборудованием (стоимость от ?50 тыс.) и плавучие вертолетные площадки (стоимость около ?500 тыс.). Как обещает глава "Вертолетов Helitour", в ноябре его компания начнет переговоры с городом о создании 5-6 вертолетных площадок второго типа.

Павел Елисеев, руководитель отдела продаж ООО "Агентство "Лунный свет"", называет подобное решение Минтранса "единственным возможным путем развития" отрасли. "Без этого мы стояли на месте, не имея развития. Желающих летать над городом — огромное количество как среди действующих и потенциальных перевозчиков, так и среди пассажиров. Половину последних составляют туристы, половину — заинтересованные в деловой авиации", — оценивает господин Елисеев. Однако насчет развития вертолетной инфраструктуры Павел Елисеев высказывается осторожно: "Перевозчики будут их развивать, но только тогда, когда станет точно понятно, каким образом закон будет претворен в жизнь".