Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов в интервью агентству "Интерфакс-Центр" подвел предварительные социально-экономические итоги 2010 года, рассказал о наиболее значимых реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах, а также о ходе реконструкции и перспективах аэропорта "Калуга".
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов в интервью агентству "Интерфакс-Центр" подвел предварительные социально-экономические итоги 2010 года, рассказал о наиболее значимых реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах, инновационных планах региона, а также о ходе реконструкции и перспективах аэропорта "Калуга". Мы представляем выдержки из это интервью. Полностью его можно прочитать здесь.
- Анатолий Дмитриевич, назовите, пожалуйста, наиболее значимые с вашей точки зрения инвестиционные проекты в Калужской области.
- В апреле 2010 году в Калужской области в индустриальном парке "Росва" открылся автомобильный завод PSA Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors Corporation – это очень крупный проект. На территории того же индустриального парка под Калугой американская корпорация General Electric Energy запустила Центр энергетических технологий – предприятие по ремонту элементов газовых турбин. В 2010 году в регионе начал работу первый российский завод французской компании L’Oréal, завод штамповочного производства "Гестамп-Северсталь-Калуга" и металлоцентр "Северсталь-Гонварри-Калуга".
В свою очередь канадская компания Magna – крупнейший в мире производитель автокомплектующих – открыла у нас в октябре завод "Магна Технопласт Калуга". Кроме того, в 2010 году в области запущено три завода по производству сельхозмашин немецких компаний Grimme, Lemken, "Вольф Систем".
Также в прошлом году был сдан в эксплуатацию в поселке Товарково уникальный завод по производству клинкера ООО "ГК "Терекс", в Обнинске построена кондитерская фабрика южнокорейской компании Lotte Confectionary. В 2011 году мы откроем сельскохозяйственный завод "Биг Датчмен", в индустриальном парке "Ворсино" отечественный инвестор строит Калужский электрометаллургический завод.
Причем я перечислил далеко не все крупные инвестиционные проекты в Калужской области. Всего около 20 крупных предприятий начали работать у нас в регионе в 2010 году, и далеко не каждый субъект федерации может заявить, что у него за год в регионе появилось столько же новых производст
- В будущем планируете создавать новые индустриальные парки?
- Конечно. В ближайшее время мы хотим создать еще три индустриальных парка. Один из них будет располагаться на юге области, что позволит существенно улучшить там экономическую ситуацию. Остальные разместятся на юго-западе области – нам необходимо экономически "подтянуть" эти районы. Работу над созданием этих парков мы начнем в 2011 году. Более того, если все будет идти по плану, то к концу года мы уже их введем в эксплуатацию. На создание этих трех парков мы планируем потратить примерно 1,5 млрд рублей. Причем это будут деньги не бюджета области, а средства Корпорации регионального развития, а также кредитные ресурсы.
- Насколько диверсифицировано вы подходите к привлечению инвесторов? Какие отрасли в регионе уже доминируют, какие только "на пороге"?
- У нас очень диверсифицированы как инвестиции, так и сама экономика области. И мы стремимся диверсифицировать экономику еще в большей степени, чтобы не зависеть от конъюнктуры рынка.
Для реализации нашей инвестиционной стратегии мы использовали кластерный подход – прогрессивный метод развития и модернизации экономики. Наш автокластер – уже реальность. В настоящее время предприятия области, производящие автомобили (ООО "Фольксваген Групп Рус", ЗАО "Вольво Восток", ООО "ПСМА Рус") дают 32% в общей структуре промышленного производства области. По состоянию на 1 ноября 2010 года производство легковых автомобилей у нас увеличилось более чем в 2,3 раза по сравнению с уровнем прошлого года, производство грузовых автомобилей – более чем в 4,5 раза.
Кроме того, мы формируем полноценный фармацевтический кластер, основой которого станут известные российские и зарубежные компании ("Ниармедик", "Ново Нордиск", "Берлин-Хеми", "Хемофарм" и другие).
Для нас важны как автокластер, так и фаркластер, но мы рады любым предложениям от инвесторов по любому другому виду деятельности, и таким предложениям уделяем максимум внимания. Подтверждением тому может служить специализация недавно открытых предприятий: от производства телевизоров (компания Samsung) до производства косметических средств (фирма L’Oréal).
- Вы не раз подчеркивали, что инвестиционный успех вашего региона – это во многом результат личного контакта с инвесторами, вплоть до того, что Вы даете бизнесменам номер своего мобильного телефона. Много ли времени Вы уделяете личному решению вопросов, возникающих у инвесторов, и есть ли какие-то издержки у такого тесного общения?
- Кто, как не губернатор, должен быть заинтересован в эффективном развитии инвестиционных проектов на территории региона? Повторюсь, во взаимоотношениях с деловыми партнерами крайне важна хорошая репутация.
Я инвесторам даю номер своего мобильного телефон для двух целей. Во-первых, чтобы они могли позвонить в случае необходимости. Причем, я каждому из них говорю: "Ты не дожидайся, пока твоя болячка вырастет. Мне потом тяжелее будет тебе помогать. Как только проблема появилась, сразу мне звони". И после звонка я оперативно решаю возникшую проблему. Во-вторых, все мои коллеги и подчиненные должны знать, что у каждого инвестора есть возможность напрямую позвонить мне. Ну, и соответственно, они не заинтересованы дожидаться, пока инвестор позвонит губернатору и озвучит проблему, которую они не решили. Тем более что мой номер телефона не менялся более 14 лет, и его знают все, кому это необходимо. Например, все главы администраций области и министры региона звонят мне на мобильный напрямую, минуя приемную.
- А с кем проще работать: с нашими инвесторами, или с иностранными?
- В последнее время среди отечественных инвесторов появляются нормальные, адекватные цивилизованные предприниматели. Например, компания по производству автокомпонентов ООО "Бецема-Калуга", компания ООО "Ниармедик Плюс", пополнившая наш фармацевтический кластер, а также компании ООО "Мастер Клининг" и ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Но есть и горе-инвесторы, с которыми намаешься. Они ведут длительные переговоры, а сами только и думают, как слукавить, схитрить, уйти от налогов.
В отличии от них иностранцы привыкли работать в рамках существующего законодательства. И они все, что положено по закону, в точности, до буквы выполняют. И в этом плане с ними работать приятно. Иностранные инвесторы на стадии согласования соглашения очень подробно обсуждают каждый пунктик. Для них важна каждая незначительная мелочь, но зато после всех многочисленных согласований с ними в дальнейшем очень хорошо и комфортно работать. Никогда потом спорных вопросов не возникает.
- В одном из недавних интервью Вы заявили, что крупным инвесторам необходимо, чтобы как можно скорее возродился аэропорт в Калуге. Насколько нам известно, он переведен из федеральной собственности в региональную и преобразован в акционерное общество. Кто из инвесторов проявил интерес к этому проекту?
- Да, действующий аэропорт "Калуга" в Грабцево нам нужен, как воздух. Мы без него дальше жить не можем и поэтому запустим его в эксплуатацию осенью 2011 года. Вначале аэропорт будет выполнять только внутренние перевозки, но самое позднее в начале 2012 года он получит соответствующий статус, начнет принимать и отправлять международные рейсы.
Открытие аэропорта позволит наиболее полно удовлетворить потребности в оперативной транспортировке грузов, как с территории нашей области, так и из соседних регионов, а также многократно увеличить пассажиропоток, повысить мобильность нашего населения.
Сейчас мы ведем подготовительные работы, дорабатываем проект реконструкции аэропорта, а уже с наступлением теплого времени года начнем строительные работы.
Кроме того, сейчас область подбирает себе партнеров в проекте возрождения калужского аэропорта. Понятно, что одним из наших основных партнеров в настоящее время является концерн Volkswagen.
Так как аэропорт стал акционерным обществом, то мы планируем передать концерну примерно четвертую часть акций предприятия. Вместе с тем, мы договорились, что в будущем будем размывать свои пакеты, приглашая к участию в проекте новых инвесторов, для которых аэропортовский бизнес является родным, профильным. Мы хотим, чтобы нашим аэропортом занимались профессионалы. Но для того, чтобы эти акции пошли в продажу, все должны увидеть, что аэропорт работает. Уже сейчас к проекту развития аэропорта "Калуга" проявляют интерес многие мировые компании, поступают предложения от ведущих европейских финансовых групп.
Мы же, пока идут переговоры, планируем перестроить здание аэровокзала, закупить технику и реконструировать взлетно-посадочную полосу, обновить навигационный комплекс. Причем взлетно-посадочная полоса в настоящее время находится в собственности региона, за это мы бились четыре года.
Окончательно стоимость реконструкции аэропорта будет определена в феврале 2011 года по результатам углубленных маркетинговых исследований. По предварительным данным, цена вопроса может составить 3 млрд рублей.
- Если планируется запуск аэропорта предстоящей осенью, то наверно уже есть заинтересованные авиаперевозчики?
- Есть, конечно. Так, например, у концерна Volkswagen своя авиация. Сейчас они летают чартерами из "Внуково" в Германию. Как только мы доведем наш аэропорт до ума, они сразу все свои рейсы переведут в Калугу. Кроме того, с большим интересом смотрит на наш проект отечественная бизнес-авиация. Ведь сегодня во "Внуково", допустим, привозят пассажира из Европы на самолете бизнес-авиации. А затем этот самый самолет, пока пассажир работает в Москве, летит на отстой на два-три дня в Хельсинки, и то, только потому, что им экономически более выгодно сжечь тонны топлива и перегнать самолет в Хельсинки, чем заплатить за отстой во "Внуково". А когда мы откроем свой аэропорт, они будут прилетать на отстой к нам, так как у нас будет дешевле и лететь не далеко.
Более того, сегодня из "Шереметьево" приехать в центр Москвы не факт, что получится быстрее, чем в тот же центр Москвы приехать, но уже из аэропорта Калуги. Сами знаете, что в московских пробках можно провести не один час. В Москве можно пять километров три часа ехать. Вот я лично, например, перед Новым годом так ехал. При этом надо помнить, что у нас маленький аэропорт, мы будем с каждого пассажира пылинки сдувать, окружать вниманием и оказывать полный комплекс всех необходимых ему услуг. А в большом аэропорте поток, и каждый конкретный пассажир в нем не более чем просто статистическая единица.
Источник: Интерфакс