Грязный холостой ход

Самолётные двигатели существенно загрязняют атмосферу даже на холостом ходу

 

Аэропорты могут представлять гораздо бóльшую угрозу для местной атмосферы, чем считалось, благодаря преобразующей силе солнечного света.

Исследователи впервые показали, что масляные капли, выбрасываемые на холостом ходу реактивными двигателями, способны превращаться в крошечные частицы, довольно легко проникающие в лёгкие и мозг.

Аллен Робинсон из Университета Карнеги — Меллона (США) и его команда проанализировали выбросы самого распространённого реактивного двигателя, функционировавшего на разных режимах. При работе на полную мощность он выбрасывал по большей части твёрдые частицы, при низких нагрузках выбросы в основном представали в виде микроскопических капель.

Исследователи собирали выхлопы в мешки объёмом 7 м³, покрытые тефлоном. Как только они наполнялись, их раскрывали, позволяя солнечному свету запускать химические реакции, которые обычно происходят на открытом воздухе.

Через несколько минут за счёт взаимодействия между жирными микрокаплями и газами образовывались твёрдые частицы. Движущей силой этой реакции становился гидроксильный радикал ОН — окислитель, особенно эффективно катализирующий распад жирных углеводородов. Для его создания необходим солнечный свет.

Окисление выхлопов на холостом ходу под воздействием солнечного света способно производить в 35 раз больше частиц, чем выбрасывает сам двигатель, и в 10 раз — чем предсказывают компьютерные модели. «Эти данные просто взорвали наш мозг, — признаётся г-н Робинсон. — Вы только представьте: если в оживлённом аэропорту самолёт стоит в очереди под номером 46-м, он целый час перемалывает воздух вот с таким эффектом».

Влияние солнечного света на выхлоп, выбрасываемый при высоких нагрузках, было меньше, но всё равно субмикронных частиц в воздухе образовывалось больше, чем попадало в струю.

Хотя загрязняющее воздействие автомобилей, грузовиков и дымовых труб за последнее время уменьшилось, выбросы аэропортов продолжают расти, отмечает Рональд Генри из Университета Южной Калифорнии (США). Последние, как правило, локализованы в пределах нескольких километров, однако они, судя по новым данным, могут становиться существенным источником широко разлетающихся ультрадисперсных частиц. И проблем со здоровьем.

Результаты исследования опубликованы в журнале Atmospheric Chemistry and Physics.

Подготовлено по материалам ScienceNews.

Источник: Компьюлента