Испытание морозом

Наконец-то в Москве зима вступила в свои законные права. Но для авиаторов настает сущий ад - ведь это сезон серьезных испытаний и есть особый «враг» – это обледенение.

Наконец-то зима вступила в свои законные права. Для кого-то это просто великолепно, но для авиаторов настает сущий ад - ведь это сезон серьезных испытаний.

Снег, метель, ограниченная видимость – это далеко не полный перечень неприятностей, с которыми повседневно сталкиваются пилоты, и именно эти погодные явления влияют на святая святых в авиации - безопасность полетов. Но есть особый «враг», с которым приходится бороться постоянно – это обледенение. Именно от качества обработки самолета противообледенительными жидкостями напрямую зависит безопасность полета, начиная уже со взлета.

Сегодня на примере аэропорта Внуково-3, который обслуживает львиную долю всех бизнес рейсов в московском авиаузле, мы расскажем, как специалисты компании борются с этой напастью.

Если говорить о самом термине «облив самолета», то в первую очередь подразумевается противообледенительная обработка воздушного судна, которая в наших климатических условиях выполняется, как правило, начиная с середины сентября и иногда даже до середины мая.

Процедуре облива подвергаются все воздушные суда, начиная от широкофюзеляжных лайнеров Boeing 747-400 и Airbus A380 и заканчивая небольшими самолетами сегмента бизнес авиации.

Конечно, если воздушное судно находилось в ангарном помещении, то время его обработки и расходование противообледенительной жидкости можно сократить, а иногда и совсем обойтись без этой процедуры. Но во всех остальных случаях эта процедура просто необходима.

Почему этому вопросу уделяется так много внимания?

Дело в том, что снежно-ледяные отложения на поверхностях воздушного судна серьезно ухудшают его аэродинамику и могут привести к потере управления. Попадание частей льда в работающий двигатель самолета приведет к его неисправности. Образовавшиеся иней, снег и лед, часто невидимые, могут сыграть злую шутку, особенно при взлете самолета и наборе высоты.

Одна из главных причин авиационных происшествий, связанных с обледенением, скрывается в недооценке опасности данного явления и недостаточных знаниях о нем как у наземного персонала, так и у пилотов воздушного судна. Авиационными организациями ИКАО, ИАТА давно разработаны «Руководства по наземной противообледенительной защите ВС», в которых изложены общие правила и рекомендации по основным направлениям. Главный принцип, на котором строится вся работа, - требование полной «чистоты» поверхности самолета перед взлетом. Так появился термин «концепция чистого самолета». В настоящее время такая концепция принята и используется во всех развитых странах. В России нормативные авиационные документы еще жестче. Так, в «НАСТАВЛЕНИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ. НТЭРАТ ГА-93» сказано, что экипажу запрещено взлетать, если поверхность воздушного судна покрыта льдом, инеем или мокрым снегом.

До начала осенне-зимнего периода российские государственные авиационные власти публикуют для аэропортов перечень жидкостей, разрешенных к применению. Противообледенительные жидкости различаются по типам и, соответственно, имеют различное предназначение. Еще до «облива» жидкость не один раз проходит многоступенчатый контроль качества, начиная с поставки завода, где оформляется ее паспорт качества. Поэтому очень важно следить за временем защитного действия противообледенительных жидкостей.

  • Тип 1, как правило, это жидкость красного цвета, так как легче различать на поверхности самолета, используют для удаления обледенения.
  • Тип 2 (может быть зеленого цвета) так же используют для удаления обледенения и непродолжительной защиты ВС от обледенения.
  • Тип 3 на сегодняшний момент не производится.
  • Тип 4 (жидкость зеленого цвета) применяется для длительной защиты в сложных метеоусловиях (обильный снегопад, дождь со снегом). Заметим, что цвет типа жидкости определяется заводом-изготовителем и может быть различным.

Процедура обработки

При сложных погодных условиях необходима двухступенчатая обработка воздушного судна. Сначала самолет обрабатывается типом 1. Это подразумевает удаление льда и снега. Затем без промедления на него наносится тип 4. Разный цвет жидкостей обеспечивает большую наглядность и контроль качества обработки. Противообледенительную обработку воздушного судна допустимо проводить исключительно с помощью подготовленного, специально обученного инженерно-технического персонала, с допуском (сертификатом установленного образца), который выдается после специального курса обучения. Важно отметить, что в процедурах обработки может быть задействован только тот автотранспорт, который утвержден Обществом инженеров самодвижущего транспорта (SAE) и имеет сертификат для использования в этих целях. Противообледенительная жидкость обязательно должна иметь сертификаты соответствия по стандартам качества. И транспорт, и жидкости обязаны иметь сертификат, выданный авиационными властями Российской Федерации. Инженерно-авиационная служба аэропорта, обслуживающая самолеты, тоже должна пройти сертификацию в системе ГА и иметь допуск на право выполнения работ. В аэропортах строго следят за тем, чтобы процедура «облива» проводилась должным образом.

Как к этой проблеме подходят во Внуково-3

Особое внимание следует обратить на то, что в комплексе «Центр Бизнес-Авиации» Внуково-3, все требования, что были перечислены выше, выполняются неукоснительно. Обработка самолета в соответствии с нормативными документами ГА осуществляется после посадки пассажиров на борт, так как время защитного действия жидкости не безгранично. До начала обработки наземный персонал согласовывает с экипажем маршрут «облива» и все действия. Все двери и люки должны быть плотно закрыты. Допускается работа двигателей самолета, но кондиционирование пассажирской кабины обязательно надо прекратить. Когда процедуры завершены, спецмашина распечатывает чек с полной информацией о проделанной работе. Если время защитного действия противообледенительной жидкости от обледенения самолета истекает (а экипаж обязан за этим следить), требуется повторная обработка: если самолет не успел взлететь, он возвращается обратно на так называемую точку облива. И только командир воздушного судна имеет право принять решение о взлете.

Международный и отечественный опыт эксплуатации самолетов, а также специальные исследования показывают, что наземное обледенение продолжает оставаться насущной проблемой для современного воздушного транспорта, недооценка которой просто недопустима. Основной принцип работы любой компании – это отзывы клиентов. Поэтому в компании «Центр Бизнес-Авиации» Внуково-3 смело утверждают, что их персонал по праву может считаться высококвалифицированным, а техника отвечает мировым стандартам и требованиям.

Источник: BizavWeek # 4 (105)