Citation X: жажда скорости

Cейчас и представить себе трудно, что когда-то компанию Cessna высмеивали за тихоходность моделей линейки Citation

Cейчас и представить себе трудно, что когда-то компанию Cessna высмеивали за тихоходность моделей линейки Citation. Председатель компании Расс Мейер II раз и навсегда положил конец насмешкам, объявив на конференции Национальной ассоциации бизнес-авиации США (NBAA) в 1990 г. о запуске программы Citation X (CE750). Новый деловой самолет среднего класса должен был развивать крейсерскую скорость до 0,9М — достаточную, чтобы перевезти шесть пассажиров из Нью-Йорка в Лос-Анджелес чуть более чем за четыре с половиной часа.

Поставки начались в январе 1997 г. В числе первых владельцев Citation X оказались друг Мейера — профессиональный гольфист Арнольд Палмер, адвокат и винодел Фред Ферс, основатель компании Oracle Ларри Эллисон и воздухоплаватель Стив Фоссет. Всем им пришлись по вкусу внешний вид бизнес-джета и его скоростные характеристики.

Скорость у этого самолета в крови. Когда автору недавно довелось полетать на Citation X, показатель максимальной скорости достиг 981,5 км/ч — выше, чем у любого другого типа, когда-либо протестированного журналом Aviation Week & Space Technology. Именно за скорость выбирают это чудо техники, которое удостоилось в 1996 г. престижного приза в мире авиации — "Трофея Кольера".

Однако надежды Мейера на коммерческий успех модели не оправдались. За 14 лет заказчикам поставлено чуть более 300 машин. Аналитики в основном винят тесноватый салон Citation X, а именно скромный диаметр поперечного сечения фюзеляжа, позаимствованный у предыдущих моделей этой серии (Citation III, VI, VII, XLS и Sovereign). Действительно, по данному параметру самолет уступает большинству бизнес-джетов среднего класса. Не стоит, впрочем, забывать, что длина двойной клубной секции в салоне Citation X составляет целых 6 м.

Несмотря на невысокие продажи, у Citation X нет недостатка в верных поклонниках среди эксплуатантов. Мало кому интересны самолеты сходной размерности, едва плетущиеся с черепашьей скоростью 0,7М, или даже более крупные экземпляры, гордящиеся показателями в 0,8М или 0,85М как каким-то сверхдостижением. Даже при максимальной взлетной массе счастливые обладатели Citation X прямым набором займут эшелон 13100 м и на крейсерской скорости 0,86–0,88М без труда преодолеют 4630 км. При такой дальности можно пересечь Северную Атлантику с одной 30-минутной остановкой на дозаправку. А если снизить скорость до 0,82М, Citation X пролетит 5740 км и совершит посадку с навигационным запасом топлива на борту. Правда, в целом Citation X за топливную экономию признания в своем классе не снискал. Владельцам рекомендуется быть готовыми к расходу 2010 кг топлива при перелете на дальность 1850 км и 4990 кг — при перелете на 5560 км.

Крыло Citation X, снабженное закрылками и предкрылками, обеспечивает преимущества во взлетно-посадочных характеристиках (ВПХ) по сравнению с прочими бизнес-джетами среднего класса, разработанными в 1990-х гг., хотя угол стреловидности 37°º по линии четверти хорды напоминает, скорее, о Boeing 747. В разработке крыла площадью 48,9 м2 принимал участие прославленный специалист NASA Ричард Уиткомб.

Большинство новых моделей самолетов в процессе разработки "набирают вес" по сравнению с конструкторскими спецификациями, и Citation X не стал исключением: конструкция оказалась перетяжеленной более чем на 630 кг. В результате максимальную взлетную массу увеличили на 544 кг, хотя в стандартной комплектации при полной заправке самолет все же способен перевозить 4–5 пасс.

Разработка Citation X шла негладко. Применение новейших технологических достижений обернулось проблемами эксплуатационной надежности. Мейер, впрочем, предугадал наличие "детских болезней" у новой модели и сформировал "команду X" — группу специалистов послепродажной поддержки, которой дали фактически карт-бланш при взаимодействии с клиентами. "Команда X" справилась с поставленной задачей — владельцы остались довольны уровнем обслуживания, а производитель выиграл время, так необходимое ему для исправления недостатков самолета.

Но требовались и иные изменения. Начиная с серийного номера 173, построенного в 2002 г., компания внедрила ряд усовершенствований, включая увеличение максимальной взлетной массы на 1814 кг, что позволяет самолету при полной заправке брать на борт шесть пассажиров. Двигатели развивают на 5% больше тяги, чем базовая модификация; таким образом, сократилась потребная для взлета длина ВПП и улучшились характеристики набора высоты.

Модернизированная версия Citation X отличается также усовершенствованной системой демпфирования рыскания, расширенной функциональностью авионики, более ярко выраженным "чувством управления" по крену и более высоким качеством стандартного оборудования. Некоторые эксплуатанты предпочли установить законцовки крыла по цене 600 тыс. долл. за пару. По их отзывам, модификация привела к повышению крейсерской высоты полета на 609 м, сокращению расхода топлива на 4–5% и приросту скорости на 0,01–0,02М.

Комплекс авионики Honeywell Primus 2000 с пятью дисплеями на основе электронно-лучевых трубок уже морально устаревает. Honeywell и Cessna планирует предложить владельцам модернизацию до стандарта Primus Elite за 600 тыс. долл. Этого решения должно быть достаточно, чтобы помочь эксплуатантам подготовиться к планируемому переходу к системе УВД следующего поколения в США (NextGen) и Европе (Sesar). Предлагаются и другие возможности модернизации, в том числе установка автомата тяги стоимостью 300 тыс. долл.

Citation X заполняет нишу между традиционными реактивными деловыми самолетами среднего класса и "суперсредними" (super-midsize) моделями. С началом мирового экономического кризиса цена на самолет упала. Серийные намера с 1-го по 172-й продаются на вторичном рынке за 5–10 млн долл. Начиная с номера 173, ценники колеблются в пределах от 12 до 15 млн долл., но не выше.

Среди конкурентов Citation X — модель того же производителя — Cessna Sovereign, к достоинствам которой можно отнести более длинный и удобный салон, завидные ВПХ и значительно более низкий уровень расхода топлива. Просторный салон отличает также модели Hawker 800XP и 900XP.

Бизнес-джеты суперсреднего класса, такие как Hawker 4000, Gulfstream G200 и даже Bombardier Challenger 300, также составляют конкуренцию Citation X, благодаря опять-таки просторному салону и большей дальности полета.

Но если вы никак не можете утолить жажду скорости, лучше самолета, чем Citation X, вам по-прежнему не найти.

Фред Джордж, AVIATION WEEK

Источник: АТО