Gulfstream IV – история длинною в четверть века

25 лет назад самолет получил сертификат типа FAA

Разработка скоростной и «дальнобойной» модели на базе Gulfstream II и Gulfstream III началась в 1983 году, а в 1984 году уже строились четыре опытных самолета. Новый самолет впервые поднялся в воздух в международном аэропорту Саванны 19 сентября 1985 г. на три месяца раньше запланированного срока спустя всего лишь восемь дней после выкатки на расположенной в Саванне производственной площадке компании.

Первый полет нового GIV стал частью ускоренной программы подготовки самолета к ежегодному авиа-салону Национальной ассоциации бизнес-авиации в Новом Орлеане, где бизнес-джет стал одним из экспонатов, привлекших наибольший интерес участников съезда.

Среди клиентов модель GIV стала популярной задолго до ее первого полета. Еще на стадии разработки самолета было принято более 80 заказов. На тот момент сумма заказов, составлявшая около 1,3 млрд долларов США, была наибольшей в истории деловой авиации суммой, выплаченной за отдельную модель самолета.

Ввод в эксплуатацию первого GIV состоялся 8 июня 1987 г., после того как 22 апреля 1987 г. он был сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации. Бизнес-джет, способный разместить на борту до 19 пассажиров, стал улучшенной версией своего предшественника – Gulfstream III, и улучшения в первую очередь коснулись снижения уровня шума в салоне, разработке более длинного фюзеляжа, в результате чего появился шестой иллюминатор, и более легких и обтекаемых крыльев. В итоге была увеличена дальность полета до 4300 морских миль (7964 километров). Это был первый бизнес-джет с полностью «стеклянной» кабиной пилота, оборудованной новейшим автоматом тяги и имевший абсолютно новую на то время концепцию - систему управления полетом (FMS).

Благодаря двум двигателям Rolls-Royce Tay 611-8, максимальная скорость GIV составляет 0,88 Маха, а максимальный взлетный вес - 73 200 фунтов. Самолет способен набрать высоту 45 000 футов.

В сентябре 1992 года появилась усовершенствованная версия - Gulfstream IV SP, более грузоподъемная и улучшенными летно-техническими характеристиками. В это семейство входят также военные версии самолета - C-20F/G/H/J.

На церемонии, состоявшейся 3 декабря 2002 г., было официально объявлено о завершении производства самолетов семейства GIV и запуске двух новых моделей G300 и G400. Последний самолет GIV был введен в эксплуатацию 13 сентября 2003 г. В 2005 году G400 и G300 были заменены на модели G450 и G350. 22 июня 2010 г. свидетельство летной пригодности получил 200-й самолет G450.

Сегодня, из 536 произведенных бизнес-джетов семейства GIV, эксплуатируются 210 Gulfstream GIV и 285 Gulfstream G IV SP.