«Неутомимый» готовится к переделу рынка

Рождение нового вертолета – это всегда «чудо», а появление новой категории – «чудо в квадрате». Поэтому первый выход к публике на HeliExpo 2012 среднего транспортного вертолета Bell 525 Relentless был встречен такими бурными овациями

Рождение нового вертолета – это всегда «чудо», а появление новой категории – «чудо в квадрате». Поэтому первый выход к публике на HeliExpo 2012 среднего транспортного вертолета Bell 525 Relentless был встречен такими бурными овациями. Вell 525 – это кульминация проектов Project X и Magellan, над которыми Bell работает более десяти лет. За всю историю Bell – это ее самая крупная модель. Впервые пяти лопастной несущий винт из композитных материалов (ранее у Bell были только 2-х и 4-х лопастные вертолеты).

Новый вертолет – новый этап развития вертолетных технологий. Разработчики утверждают, что Bell 525 создавался в соответствии с запросами будущих покупателей. Во главу угла поставлены универсальность, функциональность и комфорт. Вместимость – 16 пассажиров, взлетная масса – 8165 кг, скорость полета – 278 км/ч, дальность – 700 км. Два двигателя известного семейства – GE CT7-2F1 в классе 2000 л.с., с высокой топливной экономичностью и низкими эксплуатационными расходами, с цифровой системой автоматического управления типа FADEC и перспективными материалами (начало производства 2013 г.). В кабине – сплошь цифровая авионика с сенсорными дисплеями. ЭДСУ с тремя каналами резервирования и боковой ручкой управления. Особенности конструкции учитывают самые сложные условия применения. Любой съемный в эксплуатации агрегат может быть замен за 10 минут. Или установка специальных конструктивных панелей для «оффшора», где треть эксплуатационных расходов идет на борьбу с коррозией. Первый полет Вell 525 должен состояться в 2013-2014 г.г., сертификация запланирована на 2015 г. Цена вертолета ожидается в границах между AW189 и EC225 (около 15 млн. долларов), что делает его конкурентоспособным в диапазоне дальностей полета от 90 до 700 км.

Интересно, что собирать вертолет будут на заводе в Амарилло, где традиционно выпускают военные вертушки Bell. Одной из причин переноса производства гражданской машины в США стало надвигающееся сокращение военного бюджета (в том числе и программы V-22 Osprey). Другой – может быть желание кроме гражданского варианта выпускать и военный вариант «Неутомимого». Вертолетное хозяйство замерло в ожидании Bell 525.

Во-первых, на рынке вертолетов в секторе средних/тяжелых вертолетов конкуренция зашкаливает. Специалистов и наблюдателей волнует, кто победит в этой битве.

Во-вторых, в связи с урезанием военных бюджетов, вертолетостроители стремятся перенести крен на гражданскую продукцию. По мнению Bell, именно «Неутомимый» способен на передел будущего рынка. Нужно отдать должное американцам, Bell редко ошибается. Как будет в это раз?

Вместо заключения, когда я смотрю на Bell 525, первое, что приходит в голову - микроавтобус или скорее маршрутка. «Неутомимая маршрутка»! Еще буквально несколько лет назад казалось, что массовое освоение третьего измерения пойдет по пути легких однодвигательных вертолетов вместимостью 4-5 человек. Однако жизнь рассудила, что первыми будут «винтокрылые маршрутки».

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки