Битва за трансзвук

Скоростной спор между Cessna Citation Ten и Gulfstream G650 может поднять планку максимальной скорости в современной гражданской авиации до уровня M=0,95

Скоростной спор между Cessna Citation Ten и Gulfstream G650, по мнению AINonline, может поднять планку максимальной скорости в современной гражданской авиации до уровня M=0,95. И это уже очень близко к звуковому барьеру, что требует соответствующего запаса прочности конструкции самолета.

Недавно Cessna «искусственно» подняла максимальную скорость Ten до 0,935 Маха, незначительно перепрыгнув G650. Тем не менее, по мнению экспертов, компания Gulfstream может не особо напрягаясь превысить этот рубеж.

Все производители при расчете скоростных характеристик своих самолетов действуют в рамках правил FAA FAR 25,335 (б) (2). Эти правила гласят, что между значением расчетной максимальной крейсерской скорости и расчетным значением максимальной скорости пикирования требуется разница, как минимум, в М=0,07 (40 узлов на 40000 футов), где максимальная крейсерская скорость по сути является Mmo (максимальное допустимое число М). Это требование обеспечивает запас прочности при случайных возмущениях и порывах ветра, когда в крейсерском режиме скорость может непроизвольно увеличится. Однако, как выяснили в AIN, FAA может снизить это требование до М=0,05, если безопасность такого решения будет подтверждена аналитическими данными. И, по словам представителя FAA, на практике, некоторые производители смогли сократить разницу до М=0,06 (34,4 узлов). Такова теория скоростного противостояния.

Опытный Citation Ten в сопровождении предшественника

А теперь рассмотрим претендентов. Как сказал хорошо осведомленный источник, предшественник Ten, Citation X, смог превысить скорость в М=1,0 при тестах на пикирование. Так что, исходя из предположений, о возможности сокращения разрыва между максимальной крейсерской и скоростью пикирования, на Citation Ten можно было бы достичь крейсерской скорости М=0,95. Но только в том случае, если Cessna сможет получить максимальные преференции от FAA. Однако, также из информированных источников известно, что G650 достиг в пикировании скорости М=0,995, и поэтому его максимальный допустимый скоростной предел будет равняться М=0,945. И не исключено, что Gulfstream всерьез озаботится вопросом лидерства в гонке скоростей и на G650 будут проведены дополнительные испытания на пикирование и, скорее всего, скорость конкурента будет превышена.

Пока G650 самый быстрый

Но околозвуковая скорость, измеряемая в числах Маха, несет в себе некоторое лукавство, так как рассчитывается относительно скорости звука. А его величина меняется от условий и высоты полета. Даже по данным самих производителей видно различие подходов к оценке скоростных возможностей своих флагманов. Ten может пролетать 2500 миль на крейсерской скорости за 5 часов 10 минут, в то время как в тех же условиях G650 может сделать это на девять минут быстрее.