Nextant 400XT: вторая молодость

Nextant позиционирует 400XT как конкурента новым бизнес-джетам легкого класса, таким как Cessna Citation CJ3/CJ4, Embraer Phenom 300 или Bombardier Learjet 40XR

Компания Nextant Aerospace заявляет, что дальность 400XT с четырьмя пассажирами на борту составляет более 2000 морских миль (3704 км). Это в полтора раза больше, чем у Beechjet 400A, из которого 400XT и получен путем глубокой модернизации. Скорость набора больше, рабочий потолок выше, эксплуатационные расходы ниже, в том числе за счет экономии топлива до 32% по сравнению с оригинальной моделью. Также улучшились взлетно-посадочные характеристики при эксплуатации в условиях высоких температур и разреженного воздуха, а за счет снижения веса пустого самолета увеличилась полезная нагрузка при полных баках. Нам предстоит проверить, насколько обещания соответствуют действительности.

Модернизации подлежат самолеты Beechjet 400A 1990 г. выпуска и младше, а также Hawker 400XP с серийными номерами с префиксом RK. Кандидаты на модернизацию поставляются самими клиентами, однако Nextant готова оказать содействие в поиске подходящего самолета, цена которого, как правило, существенно ниже 1 млн долл.

Совсем не случайно оператор долевого владения Flight Options базируется в аэропорту Кливленда по соседству с Nextant. У обеих компаний общий владелец, и Flight Options располагает большим количеством идеальных кандидатов, ждущих своей очереди на реинкарнацию после долгой службы. Парк оператора насчитывает почти три десятка Beechjet 400A, выпущенных с 1994 по 2003 г., и еще около двух десятков Hawker 400XP производства 2004–2008 гг. Flight Options является и главным заказчиком Nextant: 40 модернизированных самолетов вернутся в парк эксплуатанта.

Самолеты, подлежащие модернизации, поставляются в цех Nextant, где с них снимают старые двигатели Pratt & Whitney Canada JT15D-5, демонтируют бортовое оборудование и интерьер, смывают старую покраску. Затем выполняются осмотры и проверки планера, после чего заменяется практически вся проводка, а все узлы и агрегаты проходят капитальный ремонт. Не трогают только проводку в топливных баках и запчасти с ресурсом 15 тыс. циклов, или 20,0/22,4 тыс. ч.

Затем на планер устанавливают новые пилоны с обтекателями улучшенной аэродинамической формы для двух турбовентиляторных двигателей Williams FJ44-3AP. В кабине устанавливается бортовой комплекс Rockwell Collins Pro Line 21 с тремя экранами. Монтируется интерьер салона. Обширный список опций включает разнообразные обновления авионики, метеолокатор, серверы с электронными картами, систему предупреждения столкновения в воздухе TCAS II, а также систему управления оборудованием салона Rockwell Collins Venue, спутниковую связь Gogo Axxess Iridium, светодиодную подсветку салона, электронные жалюзи и розетки.

Nextant позиционирует 400XT как конкурента новым бизнес-джетам легкого класса, таким как Cessna Citation CJ3/CJ4, Embraer Phenom 300 или Bombardier Learjet 40XR. Компания заверяет, что в результате модернизации 400XT обеспечит аналогичную дальность и полезную нагрузку за полцены по сравнению с "одноклассниками".

Некоторые особенности конструкции и систем

Инженеры Mitsubishi Heavy Industries (MHI) в начале 1970-х гг. разработали конструкцию самолета Diamond, впоследствии ставшего прототипом Beechjet 400A, с крылом стреловидностью 20 градусов и площадью всего 22,4 м2. При этом скорость, при которой происходит резкое возрастание лобового сопротивления, у этого самолета весьма почтенная — 0,84М и околозвуковые моменты тангажа умеренные. Самолет развивает скорость до 0,78М, нормальная крейсерская скорость — 0,73М, скорость с приоритетом дальности — 0,69М. Все эти значения сравнимы с Learjet 40 и даже превосходят CJ3/CJ4 и Phenom 300.

Так же как и у турбовинтового Mitsubishi MU2, на 400XT нет элеронов, управление по крену обеспечивается интерцепторами. Эта особенность конструкции позволила установить закрылок практически во всю длину крыла, что обеспечивает низкие скорости отрыва и касания и стабильный, комфортный полет в условиях турбулентности.

Nextant вносит дополнительные аэродинамические усовершенствования конструкции 400ХТ. В частности, меньший размер мотогондолы снижает интерференционное сопротивление между гондолами и верхней поверхностью крыла; в то же время размеры обтекателей пилонов вдвое больше по площади, чем на оригинальной модели, а обтекатели отклонены на 1 градус дальше от фюзеляжа.

Основные рулевые поверхности управляются вручную и оборудованы трехосевым электрическим триммером. Механизация крыла включает закрылки и спойлеры, оборудованные гидроприводами, а также противосрывной автомат тряски штурвала, срабатывающий на околосрывных углах атаки.

Без изменений осталась и мудреная топливная система: два крыльевых бака (по 650 кг топлива в каждом), группа из шести мягких баков в фюзеляже (930 кг) и три заправочные горловины: в каждом баке и в задней части фюзеляжа, над правым пилоном. Таким образом, заправка — дело не быстрое. Большинство современных бизнес-джетов имеют централизованную систему заправки. Если время поджимает, можно залить 2130 кг и этим ограничиться. Подкачивающие насосы автоматически распределяют топливо из фюзеляжных баков в крыльевые.

В случае отказа гидронасосов тормоза можно активировать вручную, но антиюзовая система при этом не сработает. При полном отказе гидросистемы давление для аварийного выпуска шасси и торможения обеспечивается двумя баллонами со сжатым азотом.

Однокамерная турбохолодильная установка обеспечивает кондиционирование воздуха в кабине и салоне. Система герметизации салона создает на эшелоне FL450 давление, эквивалентное высоте 2200 м над уровнем моря.

Система управляется вручную, для этого необходимо задать давление на аэродромах отправления и прибытия, а также крейсерский эшелон.

Больше комфорта для пассажиров

В поперечном сечении фюзеляж 400ХТ представляет собой широкий овал, что самым благотворным образом сказывается на ощущениях от габаритов салона. При высоте 150 см и длине 475 см салон производит впечатление значительно большего по объему салона Learjet 40XR. Кстати, среди самолетов этого класса только у 400XT и у Learjet 40XR плоский пол. У CJ и Phenom — утопленный проход.

Типичной компоновкой салонов для моделей 400A и 400XP было сочетание клубной секции в центральной (или задней) части салона с тремя индивидуально стоящими креслами. Поскольку салон короткий, такая компоновка оставляет слишком мало места для ног сидящих пассажиров. Nextant предлагает в качестве альтернативы более просторную клубную секцию в задней части салона с широкими складными столиками и полутораметровый трехместный диван в передней части по правому борту. Кухонный блок расположен перед входной дверью по левому борту.

Туалет во всю ширину фюзеляжа полностью изолирован полноценной дверью. Его обслуживание производится внутри салона, как и на CJ3 и CJ4. И на Phenom 300, и на Learjet 40XR туалет обслуживается снаружи.

В задней части фюзеляжа имеется багажный отсек емкостью 0,75 м3, довольно тесный по меркам современных легких бизнес-джетов. Салон и туалет предоставляют дополнительные возможности для размещения ручной клади, в целом суммирующиеся до 0,62 м3. Конкуренты предлагают внешние багажники объемом по 1,4–2 м3, плюс от 0,14 до 0,42 м3 внутри салона.

Самолет, предоставленный для демонстрационного полета (серийный номер RK-0028), оборудован системой управления салоном Rockwell Collins Venue, Wi-Fi, широкополосной системой передачи данных Aircell Axxess и спутниковым телефоном Iridium. Venue включает DVD-проигрыватель, сервер, два 10,6-дюймовых монитора и управление температурой в салоне. Воспользовавшись Интернетом на борту, летчики подали план полета, получили метеосводку, организовали наземное обслуживание в аэропорту прибытия.

При полете на крейсерском эшелоне уровень шума в салоне показался значительно ниже, чем те 81 дБ, что мы намеряли в сентябре 1982 г., тестируя 400А. Судя по всему, снижением уровня шума самолет обязан более тихому двигателю.

Подводя итог, следует отметить, что условия для отдыха и работы пассажиров на борту 400ХТ соответствуют стандартам самолетов легкого класса или превосходят их.

Проверка реальностью

Самолет, предоставленный Nextant для демонстрационного полета (серийный номер RK-0028), оснащен всем возможным опционным оборудованием, вследствие чего вес пустого снаряженного превышает 5 т, что на добрые 200 кг больше, чем тот вес, на основании которого Nextant рассчитывает дальность. Полезная нагрузка RK-0028 с полными баками — 240 кг, так что четыре пассажира на борту весом под 90 кг каждый ограничивают количество топлива и, соответственно, дальность. Итак, наш взлетный вес 7380 кг, температура воздуха за бортом — около нуля.

Надо сказать, что технология предполетного брифинга, запуска двигателей и руления практически совпадает с инструкциями Beechjet. Отпускаем стояночный тормоз — и ничего не происходит. Чтобы привести самолет в движение, необходимо уверенное воздействие на РУД. А вот тормоза у всех моделей семейства Beechjet очень чуткие, и этот самолет не исключение. Чтобы пассажиры не жаловались, придется потренироваться в освоении техники плавного и точного торможения.

На набор высоты до эшелона FL400 со скоростью 220 узлов (0,64М) потребовалось 22 мин, что соответствует данным Nextant. На эшелоне устанавливаем тягу дальнемагистрального крейсерского режима. При этом крейсерская скорость стабилизируется на отметке 390 узлов, фактический расход топлива составляет 380 кг/ч.

Через 3 ч 13 мин после вылета из аэропорта в Вичите совершаем посадку в Сан-Диего. В целом демонстрационный полет, не отмеченный какими-либо событиями, подтвердил ЛТХ, заявленные Nextant. Однако заявления относительно дальности в 2005 морских миль с четырьмя пассажирами основываются на двух условиях: вес пустого 400ХТ не превышает 4,8 т (что на 175 кг меньше, чем у Hawker 400XP в стандартной комплектации), а самолет находится в торце полосы с полными баками (то есть на руление топливо не расходуется). В нашем же случае дальность RK-0028 составила бы 1729 морских миль с учетом резервного запаса топлива. По сравнению с Beechjet 400A это на 29,7% больше, но никак не на 50%, обещанных Nex­tant.

Впрочем, эта разница в цифрах вряд ли существенным образом скажется на рутинной эксплуатации. В любом случае при дальности, превышающей 1700 морских миль, 400XT с четырьмя пассажирами на борту способен перелететь с восточного побережья США на западное всего с одной дозаправкой. А дальность с восемью пассажирами превышает 1000 морских миль.

К достоинствам 400ХТ относятся и ВПХ в условиях жаркого климата и высокогорья. Если для Beechjet при вылете с аэродрома, находящегося на высоте 1500 м над уровнем моря, при температуре ISA+20C действовали ограничения по взлетной массе, то у модернизированной версии они отсутствуют.

Что касается заявлений Nextant о существенном снижении эксплуатационных расходов, то они объясняются лучшей топливной экономичностью двигателя FJ44 и его более доступным обслуживанием по сравнению с прежним P&WC JT15D-5. Дело в том, что старый двигатель, можно сказать, остался сиротой. Последней моделью, оснащавшейся этим типом двигателя, был Hawker 400XP, снятый с производства в начале 2011 г.

Цена 400XT в стандартной компоновке составит около 4,353 млн долл. (650 тыс. долл. за изначальный самолет плюс 3,703 млн долл. за программу модернизации). На модернизированный самолет действует двухлетняя гарантия (на двигатели — 3 года).

Компания Hawker Beechcraft Services отказалась обслуживать 400XT, однако у Nextant десять своих авторизованных центров, поэтому проблем с сервисом не будет. К тому же эксплуатантам 400 ХТ открыт доступ к пулу запчастей Flight Options. Эксклюзивным провайдером услуг по обучению и переподготовке летчиков назначена фирма CAE, владеющая полнопилотажным тренажером уровня D для данного типа.

Очевидно, что Nextant Aerospace провела тщательнейший анализ перед запуском программы 400ХТ и всесторонне подготовилась к вводу самолета в эксплуатацию. Надо полагать, затраченные усилия окупятся.

Фред ДЖОРДЖ, AVIATION WEEK

Источник: АТО