Отечественные бизнес-джеты наступают

SSJ-100 и Ан-148 постепенно становятся бизнес-лайнерами и оба самолета уже имеют некоторые перспективы на этом поприще

Особенности советского самолетостроения, заложенные в годы холодной войны, не предполагали, скорее по политическим мотивам, создание небольших реактивных пассажирских самолетов. Российская авиационная промышленность также была не способная на разработку и производства такого класса самолетов, а именно класических бизнес-джетов, но уже по экономическим и технологическим причинам. Единственным сегментом деловой авиации, в котором мы еще можем побороться за место под солнцем (в основном за отечественных клиентов), - это конвертация новых коммерческих пассажирских самолетов в бизнес-версию. В настоящее время это Сухой Суперджет-100 и Ан-148. И оба самолета уже имеют некоторые перспективы на этом поприще.

Так, компания Гражданские самолеты Сухого (ГСС), установив в региональный SSJ-100 дополнительные баки, увеличила дальность деловой версии самолета в два раза с 4000 км до 8000 км (правда только с восемью пассажирами на борту). Бизнес-версия SSJ-100 была представлена на Парижском авиасалоне в Ле Бурже в 2011 году под названием Sukhoi Business Jet (SBJ). Тогда производитель прогнозировал в ближайшие 20 лет продать около 100 таких самолетов. Теперь же, по прошествии некоторого времени, компания снизила прогноз до 80 SBJ за тот же период времени. Наверно излишний оптимизм был связан с некоторым подъемом мировой экономики в 2011, но нынешняя неопределенность "подкосила" планы компании.

Тем не менее, ГСС планирует выпустить первые «зеленые» SBJ в 2014 году. В тот год завод покинут 4-6 самолетов, два из которых будут переданы швейцарскому оператору Comlux. Эта компания стала стартовым заказчиком SBJ и кроме твердого заказа на 2 самолета, разместила опцион еще на две машины. Переход опциона в твердый заказ будет зависеть от эффективности эксплуатации первых двух самолетов. Комплектоваться пассажирскими салонами "швейцарские" самолеты будут в подразделении Comlux America. Comlux планирует использовать SBJ на рынке СНГ.

Бизнес-лайнеры SBJ для российских клиентов планируется оснащать салонами на предприятии Superjet International в Венеции, Италия. Российский производитель прогнозирует значительную долю спроса от отечественных клиентов, также расчет делается на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. По словам пресс-секретаря ГСС Андрея Муравьева, компания получила очень много положительных откликов после анонса SBJ.

SBJ предлагается по цене в $ 50 млн. Основным его конкурентом в ГСС считают Embraer Lineage 1000. Также компания рассчитывает на долю рынка более дорогих, но и более крупных Airbus ACJ и Boeing Business Jets.

Другой российский самолет, который может претендовать на статус бизнес-лайнера – Ан-148 – уже практически готов. Первыми его опробуют в СЛО «Россия» и это случится до конца 2012 года, когда ВАСО поставит первый из двух заказанных Ан-148VIP.

Контракт на поставку двух Ан-148 стоимостью около $ 66 млн. был заключен Управлением делами президента России (УДП) в декабре 2011 года. Оба самолета должны быть оборудованы VIP-салоном, а, значит, будут предназначены непосредственно для первых лиц государства. Поставка первого лайнера запланирована до конца 2012 года, второго – в начале следующего года. Управделами президента также рассматривает возможность приобретения еще четырех самолетов этого типа. Ан-148 предназначен для замены устаревших советских Ту-134.

Между тем, МЧС России скорее всего станет первым оператором этого типа в медицинской конфигурации. В ноябре 2010 года был подписан контракт стоимостью $ 78 млн. на два санитарных Ан-148. Эти Ан-148ЧС (также известные как Ан-148-100EM) также будут изготовлены на ВАСО. Особенностью данного контракта является то, что в самолете будет предусмотрена возможность быстрого преобразования пассажирской кабины. Это позволит ему использоваться как для медицинской эвакуации и для VIP-перевозок, так и в режиме максимальной пассажировместимости (70 человек). Также в этом самолете будет больший взлетный вес и топливные баки увеличенной емкости для обеспечения дальности полета до 7000 км. Ан-148 заменят в МЧС Ил-62М.

Разработчик Ан-148, ГП Антонов, также подготовил на его базе VIP-версию Ан-148-300 (прежнее название Antonov Business Jet или Ан-168). По словам представителей компании, этот самолет имеет потенциальный спрос в количестве 50 самолетов. Ан-148-300 с девятью пассажирами и стюардессой может пролететь до 7200 км, а с 38-ю – 6400 км.

К сожалению, на предстоящей выставке Jet Expo 2012 эти самолеты не будут представлены, как не будут участвовать как экспоненты ГСС и ГП Антонов. Наверно еще не пришло их время.