Винтокрылые «охотники» за российским бюджетом


Наступление Запада на наше вертолетное хозяйство продолжается. Первыми оборону прорвали – поршневые вертолеты. За поршневыми – пришли газотурбинные

Наступление Запада на наше вертолетное хозяйство продолжается. Первыми оборону прорвали – поршневые вертолеты. За  поршневыми – пришли газотурбинные. Сначала с одним двигателем, а теперь и с двумя ГТД.

Однако, несмотря на многочисленные заявления дилеров о скором подъеме рынка вертолетов в РФ, двухдвигательные – заметного спроса среди частников не нашли. В основном, из-за высокой стоимости и расходов на эксплуатацию. Действительно, зачем переплачивать, если ощущение свободы полета не зависит от числа двигателей. Двухдвигательная силовая установка не добавляет ни безопасности, ни высотно-климатических характеристик, достаточно посмотреть на статистику аварийности. Американцы в течение десятков лет успешно подтверждают эту простую истину. В США даже в медицинском секторе наряду с вертолетами с 2 ГТД успешно работают однодвигательные.

Поэтому, пока наши частники не покупали двухдвигательные машины, западные производители переключились на государственный сектор. Окружили чиновников вниманием и заботой. И дело пошло. В МЧС появились ВО105 и ВК117, в МАЦ – ЕС145 и Вell-429, в МВД – AS355, Минобороны – AS355. Закупают вертолеты и преспокойно вешают эксплуатационные расходы на бюджет. Тендеры 2012 г. впечатляют: подготовка летно-технического персонала для одного вертолета – «миллион долларов»; техническое обеспечение одного вертолета на год – тоже «миллион»; ремонт двигателя – еще «миллион». Кстати, за один миллион долларов можно приобрести б/у однодвигательный вертолет.

Отсутствие внятной вертолетной политики ведет к «разнотипице» закупаемых западных вертолетов, а значит, к еще большему росту эксплуатационных расходов. Прошла информация, что Минобороны собирается закупить 7 AW139 российской сборки. Новые вертолеты принесут немалые бюджетные расходы (недавно эстонцы возмущались ценой 1200 часовых регламентных работ AW139 в 360000 евро).

Что касается негосударственных компаний, если государственный сектор напрямую завязан на бюджет, то вертолетные операторы, закупающие западные вертушки, «залезают» в бюджет через стоимость вертолетных услуг.  Но это не меняет сути. Расходы на покупку и эксплуатацию двухдвигательной винтокрылой машины соответственно в 2 раза и 1,5 раза выше, чем однодвигательной. Приобретая вертолет с 2 ГТД,  покупатель переплачивает за второй двигатель «миллион», а затем, в течение всего жизненного цикла ежегодно «отстегивает» в среднем до нескольких десятков тысяч долларов в год. Зачем оплачивать рабочие места в Turbomeca, Pratt & Whitney Canada, или Rolls-Royce? Не понятно.

Единственное объяснение – нежелание считать бюджетные средства. Пора охладить пыл винтокрылых «охотников» за российским бюджетом. А средства вкладывать в разработку силовых установок. Будут двигатели и редукторы – будут вертолеты. Кто кормит чужих двигателестроителей, тот теряет своих производителей вертолетов. А пока мы будем кормить запад, спрос на российском вертолетном рынке будет подогреваться из бюджета.

Когда материал был написан, на сайте государственных закупок появилась информация, что стоимость обучения группы специалистов из СЛО «Россия» на вертолеты AW139 составит 103,78 млн. рублей. Это значит, что к стоимости вертолетов добавьте еще почти 3,5 млн. долларов!

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки