ОАК задумалась о гражданском сверхзвуке


В числе перспективных направлений корпорации — создание сверхзвукового бизнес-самолета

Объединенная авиастроительная корпорация задумывается над планами работы на следующее десятилетие. Как пишут «Известия», в числе перспективных направлений — создание сверхзвукового бизнес-самолета. 

В ближайшее время ОАК, в рамках проекта «Само-лет-2020», проведет масштабные исследования, в числе которых будет рассматриваться вопрос о перспективах сверхзвукового самолета в сегменте деловой авиации. В частности, речь идет об оценке «окна возможностей» для сверхзвуковой гражданской авиации и исследования потенциального рынка для сверхзвукового самолета в деловых перевозках. Работы по сверхзвуковой авиации ведут и научно-исследовательские центры (в первую очередь ЦАГИ), в сотрудничестве с подразделениями ОАК.

В ЦАГИ уже "нарисовали" облик будущего бизнес-джета

В компании отмечают, что сверхзвуковая авиация – не перспектива 2020-х годов, в ходе исследований работы по сверхзвуку пойдут в будущий задел «самолета-2030», но наиболее прогрессивные технологии должны быть определены как можно скорее. «Это важно уже сейчас, так как путь от научно-исследовательского анализа технологии до возможности применения этой технологии уже в программе создания какого-либо самолета может длиться не один год», - отметили в ОАК. 

В настоящее время в мире насчитывается несколько проектов сверхзвуковых бизнес-джетов. Наиболее близкие к реализации разработки компании Aerion Corporation и Gulfstream, которые проводятся в сотрудничестве с NASA. Однако Aerion пока имеет только патенты на технологию ламинарного сверхзвукового обтекания и предварительные заказы на несколько десятков самолетов стоимостью более $ 80 млн., но не имеет производственной базы. А Gulfstream в 2012 году не особо афишируя подал заявку в патентное бюро на конструкции сверхзвукового бизнес-джета. Для NASA такие работы – это перспективный проект, в котором могут быть решены современные экологические задачи по снижению ударной звуковой волны в сверхзвуковом полете. И в итоге может случиться так, что эти наработки сольются в один самолет, который и будет предложен на рынке.

А в 2011 году появился еще один проект – SonicStar от компании HyperMach. Этот самолет обещает совсем фантастические скорости до 3,5 Маха на высоте 18 км.

Таким образом, можно сказать, что отечественные конструкторы пока идут в русле передовых мировых тенденций, но отстают в практической реализации. Ведь западные разработчики уже проводят натурные испытания технологий «тихого» сверхзвукового полета. А мы пока только собираемся исследовать потенциальный рынок.