Власти активно лоббируют отечественный авиапром. Чиновники хотят обязать госкомпании пользоваться самолетами российского производства
Власти активно лоббируют отечественный авиапром. Чиновники хотят обязать госкомпании пользоваться самолетами российского производства. Однако такие меры не смогут изменить ситуацию в отрасли, да и количество катастроф вряд ли снизится, говорят эксперты.
МЧС в 2014 году пополнит свой авиапарк самолетами Sukhoi SuperJet 100 и Ту-214, заявил во вторник глава ведомства Владимир Пучков. Сколько именно самолетов будет закуплено, он не уточнил, но добавил, что заказанные SSJ-100 будут доработаны с учетом требований для проведения поисково-спасательных и других операций, а также для медицинской эвакуации людей. Что касается Ту-214, то они, по словам министра, позволят осуществлять беспосадочную «гуманитарную эвакуацию из отдаленных уголков России» и дальних зарубежных стран. Кроме того, министерство готовит предложения по оснащению ведомственной тяжелой авиации самолетами Ил-476.
Ранее представители властей внесли целую серию предложений относительно поддержки отечественной отрасли авиастроения. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин прямо предложил обязать государственные компании покупать самолеты российского производства.
По его мнению, руководство госкомпаний не проявляет большого интереса к продукции отечественных производителей, поэтому необходимы законодательные меры, чтобы поддержать авиапром. Предложение вице-премьера коснется и покупки самолетов VIP-класса, которые используются для перелетов руководства госкорпораций.
«В равной степени это касается всех остальных наших проектов, которые должны быть направлены на импортозамещение, на поставку нашим авиакомпаниям современной качественной экономичной авиатехники, на которой мы могли бы летать и возить наших пассажиров, а не летать на старой изъезженной импортной технике», — сказал ранее вице-премьер на заседании рабочей группы по разработке мер господдержки производства и продаж гражданских самолетов. В том же духе выступили депутаты Госдумы, предложившие запретить российским авиакомпаниям закупать иностранные самолеты старше 20 лет. Хотя и авиационные власти, и Минтранс отмечают, что более возрастные самолеты при должном обслуживании могут быть и безопаснее новых.
«Идея ввести ограничение на возраст самолетов в РФ — это политическое решение, которое имеет весьма опосредованное отношение к реальным проблемам российской авиации», — в частности, заявлял заместитель министра транспорта Валерий Окулов.
В «Газпроме», который имеет собственную авиакомпанию «Газпромавиа», и в «Роснефти» предложения Рогозина комментировать отказались. Сейчас многие государственные корпорации используют иностранные самолеты, однако некоторые уже начали процесс перехода на бизнес-джеты отечественного производства. Например, в апреле этого года стало известно, что «Ильюшин Финанс Ко» поставит «Роснефти» широкофюзеляжный самолет Ил-96-400Т в VIP-компоновке. Новый самолет должен заменить ранее использующиеся Cessna и Falcon. Аналитики оценивают стоимость лайнера в 2–3 млрд руб.
Основными конкурентами купленного «Роснефтью» Ил-96 являются бизнес-джеты от Boeing и Airbus. Американская компания предлагает широкую линейку самолетов, выпускаемых на основе разных моделей, включая самый крупный самолет компании — Boeing 747. Стоимость единицы может варьироваться от $40 млн до $310 млн в зависимости от компоновки салона и устанавливаемых опций. В некоторых случаях цена может быть заметно выше. Airbus также предлагает широкофюзеляжные самолеты, которые производятся и продаются через дочернюю структуру концерна Airbus Executive and Private Aviation.
Широкофюзеляжные VIP-самолеты строятся на базе моделей A330, A340, A350 и A380, на которые устанавливаются дополнительные топливные баки для увеличения дальности полета. Стоимость самолета, как и в случае с Boeing Business Jet, варьируется и зависит от конфигурации и компоновки. Помимо дальнемагистрального Ил-96 российская авиация также может составить конкуренцию европейским и американским авиапроизводителям на рынке узкофюзеляжных бизнес-джетов. Основными конкурентами россиян будут выступать канадский Bombardier, бразильский Embraer, американская Cessna, французская Dassault, а также американский Gulfstream. Надо сказать, что Gulfstream и корпорация «Сухой» ранее намеревались совместно производить сверхзвуковой пассажирский самолет бизнес-класса, однако компаниям так и не удалось найти инвесторов.
У отечественных самолетов есть ряд существенных преимуществ, которые позволят им получить некоторую долю на рынке корпоративной авиации, полагают эксперты. «Бизнес-джеты, разрабатываемые на базе российского SuperJet, будут иметь ряд преимуществ по сравнению с Embraer или Bombardier. Основным преимуществом является диаметр фюзеляжа: у SuperJet он больше, а это обеспечит дополнительный комфорт пассажирам в полете», — поясняет главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Продажа бизнес-джетов может помочь российским авиастроителям получить дополнительный заработок, однако не решит главной проблемы российской авиации — отсутствия крупных заказов со стороны авиакомпаний. Именно значительные закупки от перевозчиков могут оживить отечественное авиастроение. Пока же ситуация здесь выглядит плачевной.
Источник: газета.ru