В этом году производители анонсировали несколько новых моделей бизнес-джетов, о которых эксперты говорили и ранее, но точных сведений не было. Также несколько новых программ завершили ключевые этапы своей «жизни»
На 2013 год производители возлагали определенные надежды. Как и предыдущие, 2011 и 2012, он должен был стать ключевым в развороте отрасли. Однако ожидания - это нематериальная вещь, а работать надо здесь и сейчас. В этом году производители анонсировали несколько новых моделей бизнес-джетов, о которых эксперты говорили и ранее, но точных сведений не было. Также несколько новых программ завершили ключевые этапы своей «жизни».
Новенькие
Pilatus PC-24. В рамках выставки ЕВАСЕ-2013 состоялась официальная презентация новой модели Pilatus Aircraft. Как и предполагали ранее многие эксперты, новый РС-24 стал, впервые в истории производителя, двухдвигательной реактивной машиной. Изначально PC-24 будет предлагаться заказчикам в трех вариантах: VIP (6-8 пассажиров), для местных авиалиний (до 10 пассажиров) и в качестве самолета для медицинской эвакуации. В будущем линейка модификаций будет увеличена.
Самыми главными козырями PC-24 должны стать уникальные взлетно-посадочные характеристики и универсальность применения. По словам производителя, для нового бизнес-джета будет достаточно полосы длиной 820 м (максимальный взлетный вес, уровень моря) и 1350 м (максимальный взлетный вес, 1500 м над уровнем моря), а также он будет способен работать на грунтовых аэродромах. Кроме этого, в наследство от PC-12 ему достанется огромная грузовая дверь в хвостовой части, в которую входит стандартный поддон. По мнению Pilatus, такие характеристики дают компании право создать новый класс бизнес-джетов – супер-универсальный (Super Versatile Jet (SVJ).
Falcon 5X. На выставке NBAA-2013 французский производитель Dassault Falcon представил самолет и его новое имя – он назван по аналогии с флагманом. Первый полет запланирован на первую половину 2015 года, а ввод в строй – спустя два года в первой половине 2017 года.
Ключевыми особенностями 5X стали широкий пассажирский салон (поперечное сечение больше чем у G650, высота потолка 1,98 м, а иллюминаторы на 32% больше, по сравнению с Falcon 7X) и новое крыло. Он также будет иметь электродистанционную систему управления (как и флагман), которая впервые на бизнес-джетах Falcon будет также управлять интерцепторами и воздушным тормозом, в то время как новые флапероны (совмещающие функции элерона и закрылка) будут использоваться для управления по крену на высоких скоростях и для увеличения подъемной силы на низких.
Новый 16-местный Falcon 5X будет конкурировать напрямую с G450, а также с Global 5000. Но у него будет значительно ниже вес пустого самолета, более развита аэродинамика и на 10-15% более экономичные двигатели, что вместе позволит снизить расход топлива почти на треть по сравнению с конкурентами. Falcon 5X не всегда был такой большой или дальнобойный, как представленный на NBAA-2013. Когда Dassault только приступил к первоначальным расчетам конструкции в 2006 году, он задумывался для конкуренции с тогдашними бестселлерами Challenger 300, Gulfstream G250 (теперь G280) и Legacy 600. Но мировой финансовый кризис в 2008 году поставил крест на перспективах суперсредних и небольших самолетов
Challenger 350. Bombardier в новом самолете оставил планер 300-й модели почти без изменений, установив новые двигатели, авионику и интерьер пассажирского салона. Такой подход модернизации производственной линейки компания уже опробовала на самом младшем представителе семейства Learjet – 40/45, превратив их в Learjet 70/75.
Новый суперсредний бизнес-джет на первых порах не станет заменой своего старшего собрата Challenger 300, и оба самолета будут производиться одновременно. Хотя, по словам представителей производителя, в будущем он, возможно, вытеснит предшественника, который создал класс суперсредних бизнес-джетов и находится на конвейере почти 10 лет, разойдясь по миру в более чем 400 экземплярах.
Challenger 350 получит новые более мощные двигатели Honeywell HTF7350, каждый из которых имеет тягу 7323 фунтов (32,57 кН). Внешне новый самолет можно отличить по пассажирским иллюминаторам, которые стали больше, и новым, «скошенным» законцовкам крыльев, за счет чего вырос размах крыльев (похожий дизайн законцовок разработан для самолетов Global 7000/8000).
Nextant G90XT. Американский авиапроизводитель Nextant Aerospace, запускает очередной проект по производству кардинально модернизированных самолетов. Новый проект Nextant - Nextant G90XT – создан на платформе популярного турбовинтового самолета Beechcraft King Air C90 с обновленным планером, двигателями General Electric (GE) Н80 и авионикой Garmin G1000. Ожидается, что стоимость самолета (покупка и владение) и его летно-технические характеристики позволят «оживить» уже стареющий парк King Air C90 за счет применения принципиально новых технологий. Предполагается, что Nextant G90XT выйдет на рынок в 2014 году и станет первым в мире восстановленным турбовинтовым самолетом.
В настоящее время Nextant выпускает один тип самолета - легкий 400XT, который изготавливается на базе Hawker 400A/XP. В мае 2013 года сам 400XT подвергся незначительной доработке и поменял имя на 400XTi. Он стал немного тише и получил немного больший пассажирский салон.
В процессе
Learjet 70/75. C разницей в месяц одобрение FAA получили Learjet 75 (14 ноября) и Learjet 70 (12 декабря). Первоначально эти самолеты первые клиенты должны были получить в середине года.
Реализовав эти два проекта, Bombardier надеется обновить свое предложение в сегменте легких бизнес-джетов. Более мощные двигатели Honeywell TFE731-40BR, кабина экипажа Vision на базе авионики Garmin G5000 и новый интерьер должны вдохнуть новую жизнь в проблемный сегмент деловой авиации. Согласно базе данных Flightglobal Ascend Online, Learjet 75 является более популярным среди двух родственных самолетов: Learjet 75 имеет в портфеле заказов 39 машин, и некоторые уже эксплуатируются, в то время как Learjet 70 собрал только 10 заказов.
Learjet 85. «Тяжелый» проект Learjet 85 стал испытанием для Bombardier. Задумав реализовать программу композитного бизнес-джета, канадцы рисковали наступить «на грабли» Hawker 4000. Именно революционность самолета уже не раз откладывала программу, и причиной практически всех задержек становилась композитная конструкция бизнес-джета.
Learjet 85 может разместить на борту до 8 пассажиров. Заявленная дальность полета составит 5556 км. Стоимость самолета - $17.1 млн. в ценах 2013 года.
Citation M2, Sovereign+ первыми из когорты новых самолетов американского производителя получили сертификаты типа. Cessna очень старалась успеть получить одобрение до конца года, и ей это удалось. Правда, бросив все силы на эти самолеты, производителю пришлось пожертвовать другими программами. В число таких «неудачников» попал новый Citation X, сертификацию которого отложили на первый квартал 2014 года.
Наверно в Cessna, расставив приоритеты, решили, что введение в строй M2 и Sovereign+ даст больший экономический эффект, ведь 2013 год стал для производителя провальным в смысле зарабатывания денег.
Legacy 450/500. Эти программы Embraer в 2013 году опять преследовали задержки. В апреле президент Embraer Executive Jets Эрнест Эдвардс (кстати, он работает на этой должности до конца 2013 года, а потом уходит на пенсию) сообщил, что процесс сертификации Legacy 500 скорее всего закончится в середине 2014 года. И если Embraer будет придерживаться нового графика программы Legacy 500, то задержка относительно первоначальных планов составит примерно два года.
Тем не менее, в 2013 году компания запустила в воздух еще два опытных самолета и сейчас сертификационные испытания идут полным ходом. Про младший Legacy 450 особых новостей в 2013 году не было, так как компания только собирает первый прототип.
HondaJet. Этот проект во 2013 году отметил 10-летие, что довольно непривычно для рынка авиации общего назначения. Под конец года Honda Aircraft смогла сертифицировать двигатель HF120, который разрабатывался специально для этого легкого бизнес-джета. И завершив этот процесс, производитель вышел на финишную прямую, ведь именно двигатель стал «якорем» этого проекта.
В последнюю неделю 2013 года производитель также получил положительный ответ на свою сертификационную заявку и уже в первом квартале 2014 года рассчитывает завершить процесс сертификации.
Первые шаги
В 2013 году первые шаги на рынке сделали несколько новых и обновленных самолетов. Рассматривать только что сертифицированные Learjet70/74 и Cessna смысла нет, так как следующий год покажет их потенциал. В такой же ситуации находится SSJ100VIP, хотя в следующем году он может оказаться сразу в нескольких российских госструктурах.
Gulfstream ввел в эксплуатацию G280 и G650. За год с начала поставок новых бизнес-джетов компания смогла поставить около 15 G280 и почти 50 G650. И если план по младшей модели был ожидаем и вполне соответствует спросу, то флагман немного «подпортил» кровь производителю в начале года. Тогда пришлось на время прекратить поставки серийных самолетов из-за необходимости доработки уже готовых самолетов до сертифицированной конфигурации. Однако к концу года компании удалось наверстать потерянный темп и минимизировать отставание от графика поставок.
В 2013 году свой путь начали две модификации популярного 2000-го семейства от Dassault – Falcon 2000S и Falcon 2000LXS. Получив сертификат EASA и FAA весной, новые самолеты начали поставляться клиентам. В 2013 году производитель передал заказчикам более 10 самолетов 2000S и примерно столько же 2000LXS.
В следующем 2014 году многие самолеты из второй категории (которые в процессе) начнут поставляться клиентам и, по мнению многих экспертов, это будет способствовать росту на рынке новых самолетов. Именно задержки новых программ, наравне с рыночной конъюнктурой, в последние годы стали тормозом поставок бизнес-джетов.
Также в 2014 году аналитики ждут анонсов обновленных моделей Gulfstream G450 и Challenger 605.
И одним из главных событий 2013 года стоит назвать завершение процесса банкротства Hawker Beechcraft, довольно успешный год для обновленной Beechcraft и под конец года приобретение ее Textron.