Ежегодная ревизия – 2013
Beechcraft Hawker 400XPR
Запущенная в ноябре 2011 г., эта заводская программа модернизации предусматривает ремоторизацию самолета Hawker 400XP/Beechcraft 400A двигателями Williams FJ44-4A-32 с тягой 3200 фунтов, добавление винглетов и, в качестве опции, авионику Rockwell Collins Pro Line 21. С четырьмя пассажирами самолет имеет крейсерскую скорость 450 узлов и дальность полета 1655 морских миль. Первый полет состоялся в мае 2012 г., поставки должны начаться в конце года.
Bombardier Learjet 70/75
К концу текущего года — точно по расписанию — первые Learjet 70 и 75 будут поставлены владельцам. Программа глубокой модернизации бизнес-джетов легкого класса Learjet 40/45 была запущена в прошлом году. Шестиместный Learjet 70 и восьмиместный Learjet 75 будут отличаться от своих прародителей большей тяговооруженностью, большей топливной эффективностью (благодаря замене двигателей на Honeywell TFE731-40BR тягой 1,75 т) и лучшими ВПХ (благодаря винглетам), а также новым бортовым комплексом на базе авионики Garmin G5000. Дальность Learjet 70/75 с четырьмя пассажирами на борту составляет 2060/2040 морских миль на скорости 0,75М, крейсерский потолок — 51 тыс. футов.
Bombardier Learjet 85
Программа новой, цельнокомпозитной модели Learjet 85 была запущена в 2007 г. Сложности в освоении производства композитных планеров вызвали отставание от графика, и первый полет должен состояться лишь к концу текущего года. Ожидается, что семиместный самолет класса midsize с двигателями Pratt & Whitney Canada PW307B тягой 2,8 т и авионикой Rockwell Collins Pro Line Fusion поступит в эксплуатацию в середине 2014 г. Расчетная максимальная крейсерская скорость — 0,82 М, дальность полета с четырьмя пассажирами на борту — 3000 морских миль на скорости 0,78М.
Bombardier Challenger 350
Программа бизнес-джета класса super midsize, анонсированная в мае этого года и запущенная совместно (и по заказу) с оператором долевого владения NetJets, предполагает модернизацию Bombardier Challenger 300, включая увеличение максимального взлетного веса, замену двигателей на Honeywell HTF7350 (тягой 3,32 т), установку винглетов, модернизацию авионики Rockwell Collins Pro Line 21, а также увеличение иллюминаторов. Дальность полета увеличится до 3200 морских миль на скорости 0,8М (с восемью пассажирами на борту). Первый полет состоялся в марте, ввод в эксплуатацию запланирован на 2014 г.
Bombardier Global 7000/8000
Пополнение в семействе бизнес-джетов большого класса Global — ответ Bombardier на вызов Gulfstream G650. Запуск программ состоялся в 2010 г. Салон ультрабольшого Global 7000 разделен на четыре зоны, дальность полета — 7300 морских миль на скорости 0,85М (с десятью пассажирами на борту); салон ультрадальнего Global 8000 меньше, зато дальность — больше, она составляет 7600 морских миль (с восемью пассажирами). Максимальная крейсерская скорость — 0,9М. Обе модели оснащаются новым двигателем General Electric Passport (тягой 7,48 т), авионикой Pro Line Fusion и электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Ввод в эксплуатацию — в 2016 г. для Global 7000 и в 2017 г. для Global 8000.
Caiga Primus 150
Подразделение китайской авиационной корпорации AVIC, занятое разработкой ВС малой авиации, — China Aviation Industry General Aircraft разрабатывает проект пятиместного одномоторного турбовинтового самолета с герметизированным салоном и полностью композитным планером, на базе американского Epic LT. Двигатель General Electric H85 мощностью 850 л. с., проектная скорость 350 узлов, дальность 1400 морских миль.
Cessna Citation M2
Запуск программы модернизации шестиместного легкого CJ1 состоялся в 2011 г., первый полет — в марте 2012 г., а к концу текущего года ожидается сертификация. M2 оснащается двигателем Williams FJ44-1AP-21 (тяга 890 кг) и авионикой Garmin G3000. Крейсерская скорость — 400 узлов, дальность полета — 1300 морских миль.
Cessna Citation Latitude
На начало следующего года запланирован первый полет самолета среднего класса Latitude. Программа запущена в 2011 г., сертификация запланирована на 2015 г. Салон рассчитан на 7–9 пасс., дальность — 2500 морских миль на скорости 440 узлов. Самолет оборудован двигателем Pratt & Whitney Canada PW306D, бортовым комплексом Garmin G5000.
Cessna Citation Sovereign
Программа запущена в 2012 г., первый полет серийного образца состоялся в апреле текущего года. Модернизированная версия среднего бизнес-джета Sovereign будет более быстрой и дальнобойной: 458 узлов, дальность — 3000 морских миль. Двигатель Pratt & Whitney Canada PW306D (2,65 т тяги), авионика — Garmin G5000.
Cessna Citation X
Апгрейд высокоскоростного Citation X с новой авионикой и увеличенной дальностью совершил первый полет в январе 2012 г., поставки начнутся в следующем году. Самолет оснащен двигателями Rolls-Royce AE3007C2 (тягой 3,19 т) с автоматами тяги, комплексом Garmin G5000. Максимальная скорость возросла до 0,935М.
Cessna Citation Longitude
Программа Longitude, бизнес-джет класса super-midsize, запущена в 2012 г. как замена отмененной программы Citation Columbus. Первый полет запланирован на середину 2016 г., ввод в эксплуатацию — в 2017 г. Восьмиместный самолет с двигателем Snecma Silvercrest SC-2C (5 т тяги) и комплексом авионики Garmin G5000 выходит на максимальную скорость 0,86М, при скорости 0,82М дальность составит 4000 морских миль.
Cirrus Aircraft Vision SF50
Работы по программе одномоторного персонального пятиместного реактивного самолета стоимостью 1,96 млн долл. активизировались после продажи компании китайским владельцам. Первый полет опытного образца состоялся в 2008 г., подтвердив проектные характеристики: дальность 1000 морских миль при крейсерской скорости 300 узлов или 1200 морских миль при скорости 210 узлов. Первый полет серийного образца с двигателями Williams FJ33-5A и авионикой Garmin запланирован на начало следующего года, сертификация — на конец 2015 г.
Eclipse Aerospace EA550
После завершения процедуры банкротства и смены владельцев в 2009 г. компания Eclipse Aerospace существенно доработала модель особо легкого бизнес-джета Eclipse 500. Производство было возобновлено в 2012 г., а в середине текущего года состоялся первый полет обновленного EA550. Стоимость самолета (с теми же двигателями Pratt & Whitney Canada PW610F, но с улучшенной авионикой, автоматами тяги, новой противообледенительной системой и прочими усовершенствованиями) теперь составляет 2,895 млн долл. Максимальная скорость — 375 узлов, дальность — 1300 морских миль. Первые самолеты должны быть поставлены заказчикам до конца года.
Embraer Legacy 450/500
На первую половину следующего года запланирован ввод в эксплуатацию нового самолета среднего класса Embraer Legacy 500, первый полет которого состоялся в 2012 г. Младший собрат, Legacy 450, должен поступить в эксплуатацию годом позже. Обе программы были запущены в 2008 г., самолеты разработаны с чистого листа. У них общий планер, двигатель (Honeywell HTF7500E тягой 3 т) и крыло, авионика Rockwell Collins Pro Line Fusion, нетипичная для самолетов такого класса электродистанционная система управления и другие системы. При крейсерской скорости 0,82М, дальность полета Legacy 500 составляет 3000 морских миль, укороченного и более легкого Legacy 450 — 2300 морских миль.
Epic Aircraft E1000
Приобретенная в собственность российским холдингом "Инжиниринг" в 2012 г. компания Epic Aircraft работает над сертификацией версии одномоторного турбовинтового самолета Epic LT с двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-67A и авионикой Garmin G1000. Стоимость модели E1000 составит 2,75 млн долл., первый полет запланирован на начало 2014 г., сертификация — через год.
Honda Aircraft HA420 HondaJet
Компания Honda вновь сдвинула сроки сертификации легкого реактивного самолета HondaJet, теперь на конец 2014 г. Причина — задержки в процессе сертификации двигателя General Electric / Honda HF120, который должен был завершиться к концу сентября. Опытный образец HondaJet совершил первый полет в 2003 г., в ходе полета испытывалась схема расположения двигателей над крылом и ламинарное обтекание. Серийный образец полетел в декабре 2010 г. В кабине HondaJet установлен комплекс Garmin G3000 с сенсорными экранами. Дальность полета со скоростью 420 узлов составит 1180 морских миль.
Kestrel Aircraft K-350
Работы по программе 6–8-местного одномоторного турбовинтового цельнокомпозитного самолета начала английская компания Farnborough Aircraft, однако в 2010 г. программу выкупила американская Kestrel Aircraft. Двигатель Honeywell TPE331-14GR (1700 л. с.), авионика — Garmin G3000, расчетная скорость — 320 узлов, дальность — 1300 морских миль. По графику первый полет должен состояться летом 2014 г., однако будущее программы зависит от того, удастся ли новым владельцам найти финансирование в нужном объеме.
Pilatus Aircraft PC-24
В этом году компания Pilatus сделала давно ожидаемый шаг на рынок реактивных самолетов, объявив о разработанном с чистого листа проекте самолета класса midsize. Первый полет запланирован на конец 2014 г., сертификация — в начале 2017 г. PC-24 — это 6–10-местный пассажирский или грузопассажирский самолет, оснащенный грузовым люком и способный взлетать с коротких ВПП. Силовая установка — два двигателя Williams FJ44-4A с тягой 3400 фунтов, авионика — Honeywell Apex / Epic. Крейсерская скорость самолета — 425 узлов, дальность 1950 морских миль (с четырьмя пассажирами).
Syberjet SJ30
Разработанный в 1986 г. Эдом Сверингеном, полетевший в 1996 г., сертифицированный в 2005 г. компанией Sino Swearingen Aircraft, двухмоторный реактивный SJ30-2 был выкуплен у обанкротившегося владельца Emivest компанией Metalcraft Technologies в 2011 г. Новый владелец планирует запустить серийное производство в 2015 г. В следующем году будет испытываться модернизированная модель с авионикой Honeywell Epic. Двигатели — Williams FJ44, крейсерская скорость SJ30 — 0,83М, дальность — 2500 морских миль.
Источник: АТО