Новый самолет популярного семейства уже сертифицирован и готов к поставкам, которые начнутся в этом месяце
Компания Daher-Socata представила широкой публике новый одномоторный турбовинтовой самолет ТВМ900, который приходит на смену популярной модели ТВМ850, запущенной в серию в 2008 году. Программа создания ТВМ900 была анонсирована три года назад, и в итоге новый турбопроп получил почти 25%-й набор обновлений, при сохранении планера и двигателя своего предшественника. По программе сертификационных летных испытаний самолет провел в воздухе более 200 летных часов.
В настоящее время Daher-Socata получил на новый ТВМ900 сертификаты типа FAA и EASA и готовится к первым поставкам. Уже в марте 2014 года первые три машины будут переданы американским заказчикам. Всего же в текущем году производитель планирует поставить клиентам от 40 до 50 машин. «Наша цель минимум – сохранить долю рынка, которая возросла с 10% в 2008 до 20% на конец 2013 года. Мы предлагаем не просто замену популярного самолета нашим клиентам, но и надеемся, что новый ТВМ900 обретет новых покупателей, которые по достоинству оценят все плюсы эксплуатации современного, скоростного и комфортабельного однодвигательного самолета. Мы также рассчитываем, что нынешние эксплуатанты однодвигательных «одноклассников» Cessna, Beechcraft King Air, Pilatus PC 12, и отчасти легкого Embraer Phenom 100, смогут сделать для себя определенные выводы о нашем ТВМ900 и станут рассматривать его в качестве замены», - комментируют в Daher-Socata.
Что же получил новый ТВМ900? В официальном релизе производителя говорится о 26-ти принципиальных доработках. Планер и двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-66D достались «девятисотке» от предшественника. Но, по сравнению с предыдущим ТМВ850, на новом самолете были изменены 25% компонентов, включая новые вертикальные законцовки крыла, вертикальный хвостовой гребень, новый хвостовой обтекатель и пятилопастный композитный винт. Другие аэродинамические нововведения включают новый кок винта и усовершенствованные обтекатели двигателя, новый воздухозаборник, углепластиковые капоты и новые выхлопные трубы.
Производитель заявляет, что смог повысить эффективность и производительность самолета. ТВМ900 теперь летает на 3204 км с пятью пассажирами при скорости 611 км/ч (на высоте 8534 м), а расход топлива снизился до 140 литров в час.
TBM900 оборудован обновленной современной «стеклянной» кабиной Garmin G1000, включающей в себя два монитора с диагональю 10,4 дюйма и один центральный с диагональю 15 дюймов. Последняя версия программного обеспечения так называемого Syntetic Vision Technology (SVT) позволяет пилоту видеть «виртуальную дорогу» в небе повышая безопасность пилотирования. Основываясь на данных интегрированных систем управления полетом Garmin G1000 предоставляет сводные данные о скорости и высоте полета, навигационные указания, визуализацию воздушной обстановки и метеоинформации, а также о состоянии и параметрах работы двигателя. В состав бортового радионавигационного оборудования входит полностью интегрированный цифровой автопилот, управляющий самолетом и позволяющий снизить нагрузку на пилота и упростить пилотирование самолета.
После первых поставок самолет отправится в мировое турне, где примет участие в тридцати международных выставках, а первый серьезный дебют пройдет в мае в Женеве на выставке ЕВАСЕ-2014. Предполагается, что в базовой комплектации новый ТВМ9000 будет доступен заказчикам за $ 3,5 млн. Продаваться самолет будет через 10 специализированных центров компании, включая США, впрочем, как отмечают эксперты, именно американский рынок станет основным для новой модели.
Напомним, что в 2013 году клиентам было передано 40 новых самолетов TBM850, что на 5% превысило показатели 2012 года. По заявлению DAHER-SOCATA, увеличилась и доля производителя на рынке в своем сегменте с 18% в 2012 году до 20% в минувшем. Таким образом, французский производитель уже четвертый год подряд показывает положительные результаты по поставкам.
С учетом данных за 2013 год, сейчас в мире эксплуатируется 662 самолета семейства ТМВ из которых 338 – это TBM 850, включая последнюю модификацию TBM 850 Elite. В 2013 году большинство самолетов, поставленных производителем, получили клиенты из США (72%), немного увеличилась и доля Европы (10%).