Daher-Socata представил TBM900


Новый самолет популярного семейства уже сертифицирован и готов к поставкам, которые начнутся в этом месяце

Компания Daher-Socata представила широкой публике новый одномоторный турбовинтовой самолет ТВМ900, который приходит на смену популярной модели ТВМ850, запущенной в серию в 2008 году. Программа создания ТВМ900 была анонсирована три года назад, и в итоге новый турбопроп получил почти 25%-й набор обновлений, при сохранении планера и двигателя своего предшественника. По программе сертификационных летных испытаний самолет провел в воздухе более 200 летных часов.

В настоящее время Daher-Socata получил на новый ТВМ900 сертификаты типа FAA и EASA и готовится к первым поставкам. Уже в марте 2014 года первые три машины будут переданы американским заказчикам. Всего же в текущем году производитель планирует поставить клиентам от 40 до 50 машин. «Наша цель минимум – сохранить долю рынка, которая возросла с 10% в 2008 до 20% на конец 2013 года.  Мы предлагаем не просто замену популярного самолета нашим клиентам, но и надеемся, что новый ТВМ900 обретет новых покупателей, которые по достоинству оценят все плюсы эксплуатации современного, скоростного и комфортабельного однодвигательного самолета. Мы также рассчитываем, что нынешние эксплуатанты однодвигательных «одноклассников» Cessna, Beechcraft King Air, Pilatus PC 12, и отчасти легкого Embraer Phenom 100, смогут сделать для себя определенные выводы о нашем ТВМ900 и станут рассматривать его в качестве замены», - комментируют в Daher-Socata.

Что же получил новый ТВМ900? В официальном релизе производителя говорится о 26-ти принципиальных доработках. Планер и двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-66D достались «девятисотке» от предшественника. Но, по сравнению с предыдущим ТМВ850, на новом самолете были изменены 25% компонентов, включая новые вертикальные законцовки крыла, вертикальный хвостовой гребень, новый хвостовой обтекатель и пятилопастный композитный винт. Другие аэродинамические нововведения включают новый кок винта и усовершенствованные обтекатели двигателя, новый воздухозаборник, углепластиковые капоты и новые выхлопные трубы.


Оптимизированное управление двигателями и новый ограничитель крутящего момента позволяют использовать полную мощность двигателя (850л.с./634кВт) на взлете, снижая взлетную дистанцию даже в условиях жаркого климата и высокогорья, и улучшают скороподъемность, позволяя достичь потолка в 31000 футов за 18 мин 45с.

Производитель заявляет, что смог повысить эффективность и производительность самолета. ТВМ900 теперь летает на 3204 км с пятью пассажирами при скорости 611 км/ч (на высоте 8534 м), а расход топлива снизился до 140 литров в час.

TBM900 оборудован обновленной современной «стеклянной» кабиной Garmin G1000, включающей в себя два монитора с диагональю 10,4 дюйма и один центральный с диагональю 15 дюймов. Последняя версия программного обеспечения так называемого Syntetic Vision Technology (SVT) позволяет пилоту видеть «виртуальную дорогу» в небе повышая безопасность пилотирования. Основываясь на данных интегрированных систем управления полетом Garmin G1000 предоставляет сводные данные о скорости и высоте полета, навигационные указания, визуализацию воздушной обстановки и метеоинформации, а также о состоянии и параметрах работы двигателя. В состав бортового радионавигационного оборудования входит полностью интегрированный цифровой автопилот, управляющий самолетом и позволяющий снизить нагрузку на пилота и упростить пилотирование самолета.


Салон самолета также стал более комфортным для пассажиров. Как утверждает производитель, удалось существенно снизить уровень шума на всех стадиях полета. Для ТВМ900 также разработаны новые пассажирские кресла повышенной комфортности. Новый самолет предлагает самый элегантный и комфортный интерьер кабины самолета, который содержит самые последние изменения салона модели 2013 года ТВМ850 Elite с целью создания большего пространства и универсальности конфигурации. Внутренняя отделка самолета выполнена из высококачественной кожи, которой обшиты 2 пилотских и 4 расположенных друг напротив друга (с возможностью поворота по ходу движения) удобных регулируемых кресла с опускаемыми подлокотниками. В салоне расположено достаточно вместительное багажное отделение. Добавлена возможность установки портативного туалета вместо одного кресла в третьем ряду кресел. Свободный проход в салон самолета возможен через большую дверь с электрическим приводом, имеется складной трап с перилами. Дополнительно возможно установить отдельную пилотскую дверь.

После первых поставок самолет отправится в мировое турне, где примет участие в тридцати международных выставках, а первый серьезный дебют пройдет в мае в Женеве на выставке ЕВАСЕ-2014.  Предполагается, что в базовой комплектации новый ТВМ9000 будет доступен заказчикам за $ 3,5 млн. Продаваться самолет будет через 10 специализированных центров компании, включая США, впрочем, как отмечают эксперты, именно американский рынок станет основным для новой модели.

Напомним, что в 2013 году клиентам было передано 40 новых самолетов TBM850, что на 5% превысило показатели 2012 года. По заявлению DAHER-SOCATA, увеличилась и доля производителя на рынке в своем сегменте с 18% в 2012 году до 20% в минувшем. Таким образом, французский производитель уже четвертый год подряд показывает положительные результаты по поставкам.

С учетом данных за 2013 год, сейчас в мире эксплуатируется 662 самолета семейства ТМВ из которых 338 – это TBM 850, включая последнюю модификацию TBM 850 Elite. В 2013 году большинство самолетов, поставленных производителем, получили клиенты из США (72%), немного увеличилась и доля Европы (10%).