Перспективные Global’ы ждут двигателей


Канадскому производителю Bombardier придется немного задержать реализацию программы Global 7000/8000, но не по своей вине

Канадскому производителю Bombardier придется немного задержать реализацию программы Global 7000/8000, но опять не по своей вине. Компания GE Aviation, которая будет поставлять двигатели GE Passport для этих ультрадальних бизнес-джетов, откладывает начало летных испытаний силовых установок на несколько месяцев. Напомним, что две другие перспективные программы – Learjet 85 и CSeries – также «страдают» от поставщиков. Первый еще во время кризиса 2008 года потерял главного подрядчика по композитным структурам, компанию Grob Aerospace, и поэтому производителю пришлось самому разрабатывать композитные технологии, что заняло много времени. А CSeries из-за проблем с двигателями с конца мая 2014 года находится на земле.

По словам представителя GE, первый полет летающей лаборатории с двигателем тягой 16000 фунтов (7260 кг) отложен примерно на три-четыре месяца и состоится в конце 2014 года или в начале 2015 года. Задержка вызвана решением заменить тестовую платформу. GE Aviation планировала установить первый двигатель Passport на недавно приобретенном Boeing 747-400. Однако теперь вместо него силовая установка теперь будет тестироваться на 747-100. Это означает, что GE необходимо больше времени, чтобы адаптировать пилон на крыле 747-100 под опытный двигатель.

Сам двигатель остается в процессе разработки и тестов. Шесть полностью готовых двигателей в наземных испытаниях уже наработает 650 часов.

Несмотря на задержку начала тестовой летной кампании, производитель утверждает, что GE Passport получит полный сертификат FAA по FAR Part 33 в 2015 году. Но именно от успеха двигательной программы зависят целевые ориентиры Bombardier по вводу в эксплуатацию Global 7000 в 2016 году и Global 8000 в 2018 году.

Двигатели семейства Passport получили несколько новых технологий, которые впервые участвуют в наземных тестах. Одним из ключевых нововведений является входной вентилятор диаметром 130 см (52 дюйма), в котором диск и лопатки интегрированы в единую деталь – блиск (blade + disk = blisk). Объединив два этих компонента в виде одной детали, разработчики существенно уменьшили площадь ступицы и увеличили мощность воздушного потока на входе.

Еще одним новшеством является выходной конус, изготовленный с использованием легкого, термостойкого материала на основе композитов с керамической матрицей вместо металла.

В основе двигателя Passport используются многие из технологий, разработанных для двигателя Leap, которые GE строит в партнерстве с совместным предприятием CFM International и Snecma.