О выпуске и оснащении российских самолётов салонами в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассуждает доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ.
Одно из наиболее чувствительных и важных направлений развития в отечественной авиапромышленности – это технически современное оснащение пассажирских салонов наших отечественных самолётов: ИЛ-114, ТУ-214, SJ-100 new, МС-21, ИЛ-96 и ряда других разрабатываемых прототипов. Со стороны авиакомпаний и пассажиров мы часто слышим немало пожеланий и предложений о переходе на качественно другой уровень оборудования пассажирских салонов. Особенно это становится заметно в сравнении с современными иностранными конкурентами – Boeing, Airbus, Embraer и другими.
К примеру, совсем недавно, когда зашла речь о потенциальных заказах на наш отечественный ТУ-214, авиакомпания «Аэрофлот» направила в адрес производителя целых 99 корректировок с замечаниями и предложениями. Львиная доля касалась именно технического оснащения салона ТУ-214 с переходом на более эргономичный, удобный формат для коммерческой эксплуатации и для пассажиров в целом.
Если рассмотреть вопрос еще шире и заглянуть немного вперёд – то именно этот фактор, как мне кажется, один из самых важных для рядового пассажира и любой авиакомпании. Салон воздушного судна постоянно на виду, начиная от потенциальных заказчиков на международных авиасалонах и заканчивая рядовыми пассажирами. Об этом ведь стоит крепко задуматься.
Сегодня мы живём в уникальную цифровую эпоху. Пассажиры, во многом в целях повышения качества предоставляемых услуг, стремятся поделиться отзывами в интернете о своих путешествиях: на сколько им было комфортно в полёте, как прошёл их полёт, удобны ли были багажные полки, как их обслуживали на протяжении всего полёта. И здесь мелочей, на мой взгляд, не бывает и быть не может.
При планировании производства нашей линейки современных самолётов ИЛ-114, ТУ-214, SJ-100 new, МС-21 и ИЛ-96 крайне важно учитывать этот фактор. От технического оснащения пассажирского салона может зависеть мнение пассажиров об авиакомпании, их комфорт в полёте и формирование последующей лояльности. Это будет особенно актуально на дальних маршрутах, например, Москва-Петропавловск-Камчатский или Москва-Гавана, где длительность перелёта может достигать от 8 до 15 часов.
Немаловажную роль в достижении этих целей на практике играют именно смежные сферы авиационной промышленности. По сути, это целый неосвоенный (я считаю) рынок для наших отечественных авиапроизводителей и предприятий в разных регионах России. Здесь я имею в виду предприятия, которые могут производить печки для разогрева еды, чайники для кипячения воды, множество пластиковых и металлических изделий - из которых производится львиная доля эргономичных пассажирских кресел или вместительные багажные полки. Которые при этом должны соответствовать самым строгим требованиям по безопасности при сертификации воздушного авиалайнера и уже в коммерческой эксплуатации на регулярной основе. Всё это в контексте ближайшего масштабирования производства гражданских самолётов в России может быть хорошей финансовой подпиткой для наших предприятий по всей стране и развитием совершенно новых компетенций с их последующей коммерциализацией.
Ни для кого не секрет, что внутреннее наполнение наших отечественных самолётов - одна из крайне чувствительных сфер. На это обращают внимание и авиакомпании при принятии решений о заказе самолётов, и пассажиры, которым предстоит пользоваться элементами интерьера с учётом его функциональности, систем развлечений на борту самолёта, комфортных систем освещения, шторок иллюминаторов, эргономичных багажных полок, расстояний между сиденьями или эргономичными удобными креслами. Особенно на длительных перелётах.
Также нельзя не обратить внимание на три важных уже сформированных тенденции в этой сфере:
1. Мы всё чаще наблюдаем в инфополе, на фоне разработки авиационного двигателя ПД-35, официальные новости о том, что Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) планирует разработать двухдвигательную версию дальнемагистрального самолёта ИЛ-96-400М. С учётом того, что этот тип самолёта используется, как правило, на дальнемагистральных рейсах, комфорт пассажиров и членов экипажа должен быть соответствующим. Для современного технологического оснащения пассажирских салонов как никогда важно иметь наперёд промышленную базу производства.
2. Австралийская авиакомпания Qantas стала использовать на трансконтинентальных маршрутах узкофюзеляжные Airbus A321 XLR. Развивая тему унификации производства ТУ-214, МС-21 с потенциальным созданием их полноценных дальнемагистральных версий – нужно задуматься и о соответствующем уровне комфорта в салоне таких модицификаций самолётов. От пассажирских кресел до современных систем развлечений, адекватного пространства для ног между креслами, вместительными багажными полками и многим другим. Только в этом случае наши самолёты будут востребованы у российских и даже зарубежных авиакомпаний. Полагаю, нам нужно не только наполнять внутренний рынок своими самолётами, но и держать в уме их экспортный потенциал.
3. В среднесрочной перспективе ОАК и Минпромторгу стоит задуматься о производстве комплектующих для частных бизнес-джетов, хотя бы на первом этапе. Это отдельный, высокодоходный сегмент рынка в гражданском и даже в военном авиастроении. Сейчас, например, пальму первенства в мире держат самолёты Gulfstream и их последняя версия G800 американского производства.
Освоение технологий производства бизнес-джетов для наших деловых кругов и иностранных заказчиков будет огромным шагом вперёд и широким окном возможностей. И здесь, уверен, далеко не последнюю роль будут играть технологии современного оснащения пассажирского салона с небольшой численностью пассажиров, в которых длительность перелётов может быть огромной – до 15 тысяч километров между городами. Безусловно, это тоже будет требовать определённого уровня комфорта и условий для перелётов по всему миру.
Два стратегически важных направления для достижения конкурентоспособности внушают лично мне определенный оптимизм:
1. Техническая разработка и постепенный вывод на экономический рынок собственных отечественных технологий спутникового интернета, который может быть применён на наших отечественных авиалайнерах. К слову, в ряде иностранных авиакомпаний такие услуги уже считаются нормой и хорошей выработанной привычкой для часто летающих пассажиров - для связи с близкими и расширения возможностей дистанционной работы и просмотра развлекательного контента на борту самолёта. Это, подчеркну, особенно важно в условиях текущих санкционных ограничений со стороны недружественных государств.
Очень импонируют мне технологические решения от российской аэрокосмической компании «Бюро 1440». Благодаря этой команде специалистов уже в ближайшее время, полагаю, такие технологии могут стать нормой и на наших отечественных самолётах.
2. В рамках подготовки к серийному производству наших отечественных самолётов МС-21, благодаря разработке отечественной компании «Авиационные интерьеры» на Иркутстком авиазаводе компании «Яковлев» появилась возможность начать установку современного интерьера: кресла, багажные полки, кухонные и туалетные модули. Это очень важный и позитивный сигнал именно для смежных производств и наращивания компонентной базы в серийном производстве отечественных самолётов.
Уверен, что с учётом этих факторов свою долгожданную нишу на рынке межрегиональных авиаперевозок займет и наш ИЛ-114-300, который совсем недавно продемонстрировали Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. При формировании конкурентоспособного, высокотехнологичного интерьера пассажирского салона далеко не последнюю роль в этом деле сыграют именно смежные направления нашей авиапромышленности. Только задумайтесь, какой мы сделаем огромный шаг вперёд в обеспечении технологического суверенитета и надёжного задела в авиапромышленности на будущее.
Источник: