Новое поколение тяжелых вертолетов: старт дан


Airbus Helicopters воспользовалась Парижским авиасалоном для объявления о начале двухлетней фазы развития концепции новой модели тяжелого вертолета

Airbus Helicopters воспользовалась Парижским авиасалоном для объявления о начале двухлетней фазы развития концепции новой модели тяжелого вертолета. Будущий флагман под кодовым названием X6 станет современной альтернативой Н225 и позволит производителю и дальше удерживать позиции в секторе оффшорных перевозок.

Необходимость создания преемника Н225 подчеркивается тем фактом, что конструкция этого вертолета базируется на разработках более чем 50-летней давности. Первый полет Н225 состоялся в 2000-м; при этом этот вертолет стал глубокой модернизацией семейства Super Puma, которое само является наследником Aerospatiale SA330 Puma, совершившего свой первый полет в далеком 1965 году.

Руководство Airbus Helicopters обещает, что при создании Х6 компания будет учитывать маркетинговые, конструктивные и дизайнерские предложения и запросы от клиентов со всего мира с целью создания машины, которая оправдает их эксплуатационные ожидания. Как отметил генеральный директор Гийом Фори, «это будет вертолет, созданный клиентами для клиентов». Он также заявил, что двухдвигательный X6 будет в первую очередь нацелен на нефтегазовую отрасль, а также рынок поисковых и спасательных миссий, операторы которых требуют появления более экономичных машин с большей дальностью полета. «Он будет менее шумным, более комфортабельным и гораздо более эффективным в плане потребления топлива» - резюмировал Г. Фори.


Он также отметил, что X6 станет первым коммерческим вертолетом компании, оснащенным ЭДСУ, обеспечивающей безопасность в пределах всего диапазона высот и скоростей полета. Такая система успешно применяется на военном вертолете NH90, в программе развития которого Airbus Helicopters принимает непосредственное участие, а решение о ее внедрении было принято после 18-месячного изучения опыта эксплуатации, в том числе, на авиалайнерах Airbus. «Это имеет смысл на тяжелом вертолете, предоставляя много возможностей, повышая безопасность благодаря снижению нагрузки на экипаж. Интегрированные системы, работающие вместе, повысят безопасность в диапазоне эксплуатационных режимов полета», - сказал Г.Фори.

По всей видимости, конструктивный дизайн будет выполнен в духе новой философии компании, согласно которой конструкции новых машин должны были быть выдержаны в едином стиле. Основываясь на эскизах, презентованных Airbus Helicopters, можно сделать вывод, что X6 будет иметь классическую компоновку и позаимствует некоторые технологии, реализованные в недавно представленном среднем двухмоторном H160 (в том числе короткую хвостовую балку, новые материалы планера и пятилопастные главный и хвостовой роторы с технологиями лопастей Blue Pulse и Blue Edge).

В компании утверждают, что при разработке будет учитываться опыт проектирования и ввода в строй не только Н160, но и Н175. При этом Х6 получит весь функциональный набор данных машин: вероятнее всего, авионику Helionix, обязательно HUMS и т.д.

Вертолет весом около 10 тонн будет рассчитан на транспортировку 19 пассажиров. Также известно, что это будет всепогодная машина, оснащенная противообледенительной системой.

Информации о силовой установке X6 пока нет, но известно, что Turbomeca в настоящее время работает над своим демонстратором технологий Tech3000. Результатом реализации данного проекта должно стать появление нового поколения мощных и экономичных двигателей HPE (High Power Engine) с мощностью 3000 л. с., нацеленных на рынок 10-тонных вертолетов. С января этого года ведутся испытания основных компонентов и модулей. По словам официальных представителей Safran, ключевые технологии компрессора уже протестированы, а испытания горячих частей камер сгорания и турбин ведутся полным ходом. В интервью AIN исполнительный вице-президент Turbomeca по стратегии и развитию Филипп Куто заявил, что особое внимание уделяется новым материалам камеры сгорания и профилей лопаток компрессора и турбины высокого давления. Turbomeca хочет довести готовность демонстратора сразу до шестого уровня, чтобы избежать задержек. Полномасштабное испытание двигателя с интеграцией новых технологии начнется уже в конце этого года. В целом, Turbomeca ориентирована на улучшение топливной экономичности до 25%. Проектировочные работы должны завершиться до конца 2016 года, что полностью коррелирует со сроками, озвученными европейским вертолетостроителем.

По мнению Airbus Helicopters, X6 должен продолжить в следующем десятилетии успех H160, но в классе тяжелых машин, а его концепция также должна стать определяющей в вертолетостроении на десятилетия вперед. «X6 установит новые стандарты в отрасли не только в проектировании, но и в производственной стратегии, поскольку мы будем опираться на все наши производственные мощности, включая новые, которые появляются в Польше, - объяснил Г.Фори. - Наша цель состоит в том, чтобы привнести на рынок наиболее эффективные вертолетные решения, адаптированные как к потребностям наших клиентов, так и к будущему развитию самой отрасли». Как ожидается, первый полет X6 может состояться в течение ближайших пяти, а сертификация и поставки могут начаться в 2022-2023 годах.

При этом производство X6, вероятно, будет вестись параллельно с выпуском H225, который будет продолжаться «по меньшей мере в течение следующих полутора десятков лет».

Также руководители компании намекают на планы через пятнадцать лет представить военную версию Х6, которая может прийти на смену NH90.

Конкуренты

AgustaWestland, которая имеет сравнительно современную модель в этой категории - трехдвигательный AW101, также не планирует сдавать поле боя. Руководство компании оценивало возможность повторной сертификации типа в действующей конфигурации для коммерческой эксплуатации. Но от этих планов пришлось отказаться, и теперь в компании рассматривают альтернативные конфигурации, включая двухмоторную модель с взлетной массой свыше 10 тонн. Это же определено и в качестве одной из приоритетных задач корпорации Finmeccanica, в которую входит AgustaWestland. В рамках программы реструктуризации, намеченной на 2015-2019 годы, планируется разработать и представить проект новой тяжелой машины.

Россия и Китай также готовят новый совместный проект в рамках программы Advanced Heavy Lifter (AHL). На данный момент концепт будущего тяжелого вертолета согласован. Машина весом 38 тонн сможет транспортировать груз более 15 тонн и эксплуатироваться в различных климатических условиях. Планируется, что проектированием займется КБ «Миля», а производство возьмет на себя компания «Роствертол».

Для новой генерации российских тяжелых вертолетов разрабатывается целиком российский турбовальный двигатель ПД-12В, создаваемый на базе газогенератора турбовентиляторного двигателя ПД-14. Мотор заменит морально устаревший Д-136 украинского производства, будет обладать сниженной на 17-20% массой и повышенной на 15-20% топливной эффективностью. Однако в ходе HeliRussia 2015 гендиректор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев подчеркнул, что технический облик AHL определяет не российская, а китайская сторона, выступающая заказчиком. По его словам, заключение окончательного контракта ожидается в конце года.

Что касается несколько более легкого Ми-38, то проект находится на стадии сертификации. Продолжаются работы и над двигателем ТВ7-117. В конце года ОДК намерена завершить сертификацию этого двигателя с ресурсом 1000 ч. В связи с тем, что первые две машины должны быть готовы в первом квартале 2016 года, «Вертолеты России» и ОДК согласовали ускоренную программу. В соответствии с ней до конца второго квартала этого года должен быть выдан сертификат типа на двигатель с ограниченным ресурсом 100 ч. Делается это с целью выполнения всего комплекса испытаний так, чтобы до конца года получить полноценный сертификат типа.

Владимир Шошин

Источник: АвиаПорт.Ru