Легендарная «двушка» - почти полвека истории


49 лет назад в воздух поднялся первый Gulfstream II

Компания, из которой выросла корпорация Gulfstream Aerospace Corp., берет начало в конце 1950-х, когда компания Grumman Aircraft Engineering Co., известная своими военными самолетами, спроектировала на своем производстве в Бетпейдже, Нью-Йорк, самолеты для бизнеса, которые быстро стали пользоваться спросом. Модифицированный турбовинтовой самолет Gulfstream I (GI) был назван в честь течения Гольфстрим, протекающего вдоль побережья Флориды, которая была излюбленным местом отдыха директоров компании Grumman. Самолет GI без труда вмещал 12 пассажиров. Его максимальная скорость составляла 350 миль в час (563 км/ч) рейсы выполнялись на высоте 25000 футов (7620 м) при дальности 2200 миль (3541 км). Новый разработанный самолет, первый в своем роде, спроектированный специально для служебных перелетов, имел успех в деловом мире, и это натолкнуло руководство компании Grumman на мысль о необходимости разработки новой модели корпоративного самолета, оснащенного реактивным двигателем – Gulfstream II или GII.

В начале программы GII в целях повышения эффективности руководство компании Grumman отделило гражданское производство самолетов от военного производства. В 1966 г. гражданское авиастроение было перенесено в Саванну, Джорджия. Там была найдена необходимая квалифицированная рабочая сила, существующий аэродром, прилегающий к территории завода, и достаточное количество территории для потенциального расширения. Транспортные средства, подходящие для перевозки тяжелого оборудования и машин, а также благоприятные погодные условия, позволяющие проводить летные испытания и летную подготовку круглый год, еще больше повысили привлекательность Саванны. Новое здание в округе Чатем открылось в июне 1967 года и было официально представлено 29 сентября 1967 г. В нем находилась производственная линия, а также проводились летные испытания самолета GII. Рабочая сила из 100 человек, благодаря которой был построен GII, на 90 процентов состояла из местного населения и за несколько лет выросла до более 1 700 человек.

В мае 1968 года самолет N100P (серийный No.005) фирмы «National Distiller» стал первым корпоративным реактивным самолетом, перелетевшим через Атлантику без посадки в обоих направлениях. Отдел оптовых продаж Grumman получал самолеты без окраски и с базовым БРЭО. Затем их дорабатывали в соответствии с пожеланиями заказчика. Самолет ценой в 4 млн долларов (в ценах 1967 года) с доработкой интерьера, окраской и установкой требуемого заказчиком БРЭО мог подорожать еще на 500 тысяч. Позднее Grumman отказалась от своей сети поставщиков, предоставив Gulfstream в HACA заказчикам самим выбирать места для доводки их самолетов.

В ходе серийного выпуска Gulfstream ll в него постоянно вносились улучшения. Принятие в мае 1975 года 25-й и 36-й частей правил ФАП (Federal Air Regulations) вынудило снижать шумность двигателей Spey (с самолета No. 166). На машине No. 173 впервые появились баки на законцовках крыла, увеличившие дальность полета на 555 км. Самолеты с баками назвали Gulfstream II ТТ. Машины GII поздних серий получили улучшенное БРЭО.

В связи с запуском в серию модели GIII производство Gulfstream II завершилось в декабре 1979 года, после 13-летнего серийного выпуска и сборки 256 самолетов. В качестве побочного результата программы Gulfstream III владельцам GII поздних серий предлагалась установка крыла с винглетами от GIII. Таким образом повышалась дальность полета, экономилось топливо и снижалась стоимость эксплуатации. Также могла устанавливаться система навигации Sperry SP-50. С 1981 по январь 1987 года были переделаны 43 машины, названные Gulfstream IIB.

В начале 90-х была выпущена еще одна модификация самолета Gulfstream IISP (Special Performance). При разработке самолета конструкторам удалось добиться улучшения полетных характеристик без увеличение весовых характеристик самолета.