«В России мы видим колоссальный отложенный спрос»


Крупнейшему зарубежному поставщику вертолетов на российском рынке - Airbus Helicopters - пришлось бороться с кризисом, однако в компании все же считают, что со временем ситуация выправится, и делают оптимистичный прогноз на будущее
Прошедший год стал сложным для всех игроков отрасли, в том числе и для производителей авиационной техники. Крупнейшему зарубежному поставщику вертолетов на российском рынке - Airbus Helicopters - также пришлось бороться с кризисом, однако в компании все же считают, что со временем ситуация выправится, и делают оптимистичный прогноз на будущее. Об итогах 2015 года, конъюнктуре рынка и проектах компании в России «АвиаПорту» рассказал коммерческий директор Airbus Helicopters Vostok Артем Фетисов.

- Давайте подведем итоги 2015 года. Каковы они для Airbus Helicopters на российском рынке?

- Как и у всех производителей, результаты оказались ниже ожиданий. В течение года мы передали российским заказчикам девять новых вертолетов моделей H125, H130, EC145 и H155. Продажи снизились по трем причинам. Во-первых, цена на наши вертолеты номинирована в валюте: логично, что с ослаблением рубля она стала намного выше. Во-вторых, снизился объем заказов у наших клиентов - коммерческих эксплуатантов, обслуживающих компании нефтегазового сектора, а значит и упал спрос на вертолеты со стороны авиакомпаний. И, наконец, стало меньше доступных финансовых инструментов: из-за кризиса заметно возросла стоимость кредита и лизинга, усложнились процедуры получения финансирования. Сейчас вертолеты в основном покупают частные владельцы, сотрудничество с авиакомпаниями и государственными заказчиками пока не столь активно.

- Сохраняется ли на российском рынке интерес к новым типам вертолетов на фоне сокращения поставок? Есть ли сдвиг интереса к тяжелой технике?

- У нас сейчас находится в финальной стадии большой проект, который, надеюсь, уже совсем скоро завершится подписанием контракта. Там речь как раз идет о тяжелых вертолетах. Подробностей, к сожалению, пока рассказать не могу.

В то же время, анализ сделок за прошлый год показал интересную тенденцию: несмотря на кризис и сокращение закупок новых вертолетов, значительно увеличилась активность на рынке ресурсной техники. В 2015 году было зарегистрировано 37 сделок купли-продажи вертолетов производства Airbus Helicopters, и это больше, чем в 2014 году. Довольно ожидаемая реакция рынка на спад деловой активности в России.

- В России, несмотря на сокращение поставок, у вас самый большой парк среди западных производителей. Как вы оцениваете динамику рынка послепродажного обслуживания вертолетов в России?

- В России эксплуатируется 200 вертолетов Airbus Helicopters и такой парк сам по себе создает постоянный спрос на запасные части, услуги по ТОиР и обучению. Этот рынок живет по своим правилам и продолжает развиваться. Мы сейчас продолжаем проект по созданию партнерской сети для обслуживания и продаж наших вертолетов в России. На текущий момент у нас два партнера - центр ТОиР авиакомпании «ЮТэйр» в Тюмени и сервисный центр с полномочиями дистрибьютора нашей техники «Хелипорты России» в Москве. Мы готовы к расширению сети, однако кандидаты должны соответствовать довольно жестким стандартам качества Airbus Helicopters, что в свою очередь требует от них серьезных финансовых вложений.

- Как меняется облик эксплуатантов вашей техники?

- Сегодня больше технику покупают частные заказчики, количество заказов от профессиональных коммерческих операторов снизилось. Но мы понимаем, что это временное явление, которое связано исключительно с экономической ситуацией в стране: мы видим колоссальный отложенный спрос. Потребность рынка в наших машинах есть, но сейчас даже частные клиенты стараются придерживать деньги: они ждут дальнейшего развития ситуации в стране.

- Удовлетворены ли вы тем как эксплуатируется техника в России с точки зрения налета и исправности парка?

- С точки зрения исправности парка - однозначно «да». Мы удовлетворены тем, как наши клиенты обслуживают технику. При этом столь же однозначно оценить интенсивность эксплуатации нашего парка в России не получится. Некоторые российские операторы эксплуатируют технику так же профессионально и интенсивно, как их американские или европейские коллеги. Но есть и машины, годовой налет на которых совсем небольшой - в основном это вертолеты частных владельцев.

- Соответствует ли статистика по аварийности в России аналогичной статистике по регионам со сходными климатическими условиями?

- К сожалению, количество авиационных происшествий с вертолетами нашего производства в России выше, чем в похожих климатических регионах Европы и Северной Америки. Нас эти цифры очень беспокоят, и как производитель мы пытаемся бороться с первопричинами этих событий. В этом году мы проводим серию семинаров в разных городах России, на которых рассказываем клиентам, как организована система безопасности полетов в нашей компании. Наши пилоты-инструкторы проводят мастер-классы, делятся своим опытом, учат российских коллег пользоваться инструментами, разработанными нашей компанией.

- Несмотря на сокращение бюджетных расходов, российские госструктуры продолжают закупать авиатехнику западного производства. Как Вы оцениваете перспективы Airbus Helicopters на этом рынке?

- Именно в надежде на заказчиков из государственного сектора мы запустили проект локализации производства машины Н135 в России. Конечно, мы надеемся, что наши усилия в этом направлении будут не напрасны. Группа Airbus Helicopters готова не только инвестировать в российский рынок, но и делиться опытом со своими российскими коллегами - мы уверены, что наша техника идеально подходит для использования в интересах санитарной авиации в стране.

- А что касается вертолетов для учебных заведений, вы готовы дальше сотрудничать с этим сектором?

- Конечно, мы хотим сотрудничать. В Омском летно-техническом колледже уже сейчас эксплуатируются два наших вертолета (H125 - «АвиаПорт») для обучения российских курсантов по программе первоначальной летной подготовки.

- Поговорим про УЗГА. Во время нашей предыдущей беседы, около полутора недель назад, вы сказали, что поиск заказчика ведется, переговоры идут, но конкретных партнеров пока нет. Изменилось ли что-то за это время?

- Полторы, даже две недели - это слишком короткий срок. Мы все еще ищем заказчика, переговоры по этому вопросу идут, но раскрыть детали я сейчас не могу.

- Рассматриваются ли другие индустриальные проекты в России, в том числе поставка российских комплектующих и оборудования?

- В активной фазе новых проектов нет, но, безусловно, если вертолет российского заказчика необходимо будет оснастить российской авионикой, мы знаем, как это сделать, и готовы к такому проекту.

- Еще один вопрос о российском оборудовании. Здесь на выставке («АвиаПорт» беседовал с А. Фетисовым 20 мая в рамках выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2016 - прим. редакции) вы представляете вертолет Н135 в медицинской комплектации. В нем установлен медицинский модуль иностранного производства, но в рамках конференции, посвященной развитию санитарной авиации в России, были продемонстрированы медицинские модули российского производства. Возможна ли их установка в Н135?

- В теории это возможно. Для установки медицинского оборудования российского производства на западный вертолет компании-разработчику медоборудования необходимо одобрить это изделие по нормам EASA, а затем провести процедуру одобрения сертификата EASA российским авиационными властями.

- Хотелось бы понять: если под проект Н135 на УЗГА найдется государственный заказчик, какие модули будут установлены на вертолеты?

- На выбор заказчика можно предложить три варианта дооборудования вертолета: поставить модуль иностранного производства, либо локализовать производство зарубежного модуля в России, либо сертифицировать для установки на вертолет российское оборудование.

- Сохраняются ли планы по сертификации в России новейших моделей Airbus Helicopters? Испытываете ли Вы затруднения в этом в связи с передачей полномочий по сертификации Росавиации?

- Мы подали заявку на одобрение изменений в конструкции вертолетов Н135 и Н175. Пока никаких затруднений в общении с новыми властями мы не ощущаем, мы наладили контакт, работа идет в позитивном ключе.

- В России обычно говорят о рисках взаимодействия с западными компаниями в свете санкций, введенных в Европе. Видите ли вы трудности в сотрудничестве с российскими партнерами?

- Мы пока не видим никаких проблем. Мы работаем в режиме санкций уже около двух лет и бесперебойно поставляем и технику, и запчасти, и обучаем персонал российских заказчиков. Конечно, режим санкций накладывает определенные ограничения, так как теперь все нужно согласовывать, но бизнес есть бизнес. Тем более, что мы поставляем гражданскую, а не военную технику.

- Подводя итог, как вы воспринимаете российский рынок, насколько он важен и перспективен для вас?

- Мы уже 20 лет работаем на российском рынке, постоянно расширяясь и предлагая клиентам эффективную и экономичную технику. Очевидно, что Россия имеет для нас важное значение, и, как я уже не раз упоминал, мы готовы идти навстречу, взаимодействовать и находить продуктивные решения даже в самых непростых экономических условиях.

Сергей Ахрамеев

Источник: АвиаПорт.Ru