В лабиринтах бизнес-авиации: «практика, как критерий истины»

AerojetStyle: Игорь  Макаров, генеральный директор компании «Московское Небо» об основных вопросах  по ситуации на отечественном рынке деловых перевозок

— Известно, что сфера деятельности многих российских компаний деловой авиации довольно разнообразна. На каких основных направлениях сосредоточена работа ООО «Московское Небо»?

— Бизнес нашей компании тоже многопрофильный. Это, прежде всего, авиационные VIP-перевозки, менеджмент воздушных судов, консалтинг и сопровождение сделок купли-продажи воздушных судов, а также организация модернизации самолетов.

География полетов «Московского Неба» охватывает практически весь мир. Сейчас мы располагаем тремя самолетами Fokker 100 VIP, двумя Gulfstream V и самолетами меньшей размерности — Learjet-60, Challenger-300. Как видите, наш самолетный парк перекрывает своим потенциалом довольно широкий спектр клиентских запросов в зависимости от количества пассажиров, дальности полета или экономичности бизнес-джета. Поскольку «Московское Небо» входит в группу компаний, в которой работает также авиакомпания «Меридиан», оперирующая самолетами Ту-134 категории VIP, то можем предложить чартеры и на этих воздушных судах. Если же потребности заказчика выходят за рамки возможностей нашего парка, мы подбираем другое воздушное судно, наиболее полно отвечающее конкретным условиям VIP-рейса.

Флот, которым мы управляем, постоянно пополняется новыми воздушными судами, расширяя объем предлагаемых нами услуг. Так, в настоящий момент заканчиваем оформление отношений по самолету Citation CJ 2. Надеюсь, в ближайшее время начнем предлагать перевозки в самом «бюджетном» сегменте

В качестве иллюстрации наших возможностей хотел бы представить завершенный в этом году первый в мировой практике проект модернизации самолетов Fokker 100 (в обычной компоновке рассчитанных на 100 пассажирских мест) в эксклюзивные VIP-лайнеры. В результате мы получили бизнес-джет, соразмерный популярным самолетам BBJ и ACJ, но, в отличие от них, с гораздо меньшими операционными затратами и, соответственно, с более дешевыми перевозками.

— Сегодня на рынке авиаперевозок деловой авиации предлагается много схожих услуг. На что нужно ориентироваться заказчику, чтобы сделать оптимальный выбор?

— Прежде всего, осторожно относиться к рекламе. Бурный рост рынка воздушных VIP-перевозок обусловил лавинообразное появление различных брокерских фирм, фирмочек, работающих в данном сегменте. В наш адрес ежедневно приходит несколько предложений от вновь образованных компаний, которые активно презентуют себя и предлагают сотрудничество.

В борьбе за клиента эти брокерские фирмы вынуждены декларировать свои большие возможности. А в жизни эти «возможности» часто реализуются следующим образом: перепродать перевозку — нет проблем, но как только дело касается сложных вопросов, многие брокеры приходят к нам. Получается, эти структуры привлекли клиента своей рекламой, а затем подряжают нас выполнить за них работу, под которой они подписались. И это еще не худший вариант. Бывают случаи, когда молодые брокеры, пытаясь сделать все самостоятельно, бросаются «как в омут с головой» в сложную и деликатную среду отношений бизнес-авиации. В итоге совершают ошибки ценою в миллионы долларов. А кто же платит за этот негативный опыт? Ответ один — клиент.

Как же разобраться в этом заказчику, читающему десятки объявлений, которые, в принципе, говорят об одном и том же? Как узнать, что же на самом деле скрыто за красивой вывеской? Самое уместное, на мой взгляд, помня слова наших классиков «практика есть критерий истины», оценивать надежность и возможности компаний по тем результатам, которые они обоснованно могут предъявить в качестве своих достижений: времени присутствия на рынке, сложившейся репутацией, сопровожденными сделками, парком воздушных судов, объемами перевозок и т.п.

— Одним из направлений бизнеса «Московского Неба» Вы назвали услуги по сопровождению сделок купли-продажи и менеджменту воздушных судов. В этой деятельности есть «подводные камни»?

— Конечно. Наш бизнес очень сложен технологически и рискован. А если говорить об этих направлениях деятельности, то они самые чувствительные к недочетам и недооценкам проблем. К сожалению, даже авторитетные участники рынка порой не осознают, что каждая из задач: покупка или дальнейшая эксплуатация воздушного судна, всегда сложна. Здесь любая ошибка может грозить рисками, соизмеримыми со стоимостью самолета. Поэтому мы помогаем клиенту грамотно пройти все стадии приобретения самолета, чтобы избежать серьезных финансовых потерь и в дальнейшем эффективно использовать авиатехнику. Не секрет, бывают случаи, когда при покупке импортных самолетов можно нарваться на недобросовестных зарубежных продавцов. Так, мне известна попытка продать один и тот же самолет сразу двум клиентам. Продавец собирался воспользоваться малоизвестными коллизиями юридических и процедурных норм регистрации ВС в США. Однако, для российского клиента все обошлось благополучно, поскольку этот факт был своевременно вскрыт благодаря въедливости специалистов, работавших со стороны покупателя.

Уверенно могу сказать — наша компания отличается от многих российских тем, что обладает богатым опытом сопровождения сделок купли-продажи самолетов, как на первичном, так и на вторичном рынках. Это наше преимущество. И клиент сам может выбрать любой уровень нашей вовлеченности — от отдельных видов информационной поддержки до полного пакета сопровождения сделки.

Переходя к менеджменту воздушных судов, отмечу: многие российские компании деловой авиации часто употребляют термин «Программа менеджмента ВС», но подразумевают под ним иногда разные, а порой даже противоположные вещи. В рамках данного интервью, я бы не стал вдаваться в подробности Программы менеджмента, предлагаемой нашей компанией, поскольку она слишком объемна. Но она не тайна. Для любого заинтересованного клиента мы готовы предоставить весь перечень услуг и разъяснить любые особенности.

Остановлюсь лишь на тех выгодах, которые получают владельцы ВС в результате работы с компанией «Московское небо». Клиент, воспользовавшийся услугой нашего менеджмента, еще на этапе приобретения самолета точно знает, что будет происходить в дальнейшем: где ВС будет зарегистрировано, где будет базироваться, каким оператором и на каких условиях будет эксплуатироваться и т.п. После покупки мы предоставляем владельцу возможность переложить груз повседневных забот о самолете на плечи профессионалов, что позволяет существенно сократить материальные и временные затраты на организацию базирования, техническое обслуживание, ремонт, обеспечение своих полетов и т.д.

Особого интереса заслуживает тема менеджмента воздушных судов зарубежными операторами и другими структурами бизнес-авиации, которые часто ведут себя не совсем корректно по отношению к российским владельцам самолетов. Есть немало случаев, когда иностранцы сознательно искажали факты условий и возможностей оперирования ВС в России, дабы оправдать ограничения в организации полетов или необходимость базирования за рубежом. Иногда свое незнание российской специфики они камуфлируют недружественным воздействием внешних сил: авиационных, таможенных, пограничных властей, суровым климатом и общей «дремучестью» народа.

И именно поэтому, значительный опыт специалистов нашей компании, хорошее знание авиационного и других законодательств России, европейских государств, США, местных особенностей являются гарантией успешной реализации планов владельца относительно использования принадлежащего ему воздушного судна.