Dassault расстается с Safran


Новые двигатели для Falcon 5X будет делать Pratt & Whitney

Устав от многочисленных обещаний своих партнеров из Safran, французский авиапроизводитель Dassault инициирует прекращение контракта на производство двигателей Silvercrest для своего нового бизнес-джета Falcon 5Х. В настоящее время детали «развода» не известны.

Поставка двигателей Silvercrest первоначально планировалась на конец 2013 года в соответствии с расписанием летных испытаний Falcon 5X. Но двигателестроитель столкнулся с техническими проблемами во время разработки силовых установок.

В 2015 и 2016 годах значительные технические проблемы привели к тому, что Safran объявила о новом графике, который должен был привести к поставке двигателей для летных испытаний Falcon 5X к концу 2017 года. Следовательно, Dassault Aviation пришлось отложить ввод в эксплуатацию Falcon 5X с 2017 года до 2020, то есть на три года. Это вызвало обеспокоенность клиентов и отмену заказов (12 в 2016 году).

Первой «отсрочкой» программы 5Х осенью 2015 года, стала деформация кожуха силовой установки, обнаруженная во время высокотемпературных испытаний. Такая проблема могла привести к тому, что производительность двигателя могла оказаться ниже той, которая была обещана производителю Falcon 5X.

Осенью 2017 года у Safran появились проблемы с компрессором высокого давления. Это вызвало очередную задержку в проекте суперсреднего бизнес-джета, что сделало невозможным вступление в эксплуатацию самолета в 2020 году.

Несмотря на проблему Silvercrest, Dassault продолжил разрабатывать и тестировать новый джет. 5 июля 2017 года Falcon 5X с предварительной версией двигателя, не соответствующей спецификациям, выполнил свой первый полет и начал предварительную летную тестовую кампанию с ограниченной мощностью двигателей. 

С момента первого полета прототип 5X провел в воздухе 50 часов. Эта предварительная летная кампания позволила собирать данные о планере и системах, которые нельзя было получить в наземных испытаниях, проведенных ранее этой весной. Наземные тесты включали рулежку, а также низкоскоростные и высокоскоростные пробежки.

Но учитывая масштабы рисков, связанных как с техническими, так и с временными аспектами программы Silvercrest, Dassault Aviation начала процесс прекращения контракта Silvercrest, ведущего к концу нынешней программы Falcon 5X, и планирует начать переговоры с Safran.

В компании говорят о том, что настоящей альтернативой Silvercrest станут двигатели Pratt & Whitney Canada, которые уже установлены на некоторых моделях Dassault Falcon: 8X, 7X и 2000S.

«По-прежнему существует значительная рыночная потребность в новых самолетах большой дальности с очень большой кабиной», - говорит Эрик Траппье, «Поэтому я решил запустить новый проект Falcon на базе двигателей Pratt & Whitney Canada с таким же поперечным сечением салона как у Falcon 5X дальностью 5500 морских миль и с вводом в эксплуатацию в 2022 году».

Safran анонсировал Silvercrest почти десять лет назад. Двигатели также планировалось устанавливать на самолеты Textron Aviation, в частности на Citation Longitude, однако американский производитель не стал испытывать судьбу и выбрал в качестве альтернативы менее мощный Honeywell HTF7000.

Впоследствии, Textron все же выбрал двигатель Silvercrest для новейшего Cessna Citation Hemisphere, первый полет которого ожидается в 2019 году. Несмотря на отказ Dassault, американский производитель подтвердил изданию AIN, что «остается приверженным» двигателю для Cessna Citation Hemisphere. «Как мы сейчас понимаем, последний график Silvercrest не оказывает существенного влияния на поставки двигателей для программы Hemisphere», - сообщили AIN в Textron Aviation. «Мы и впредь будем следить за их работой и тем, как это может повлиять на график разработки Hemisphere». Первый полет нового джета запланирован на 2019 год, а ввод в эксплуатацию – в 2020 году.