Elite на каждый день!


Отправляемся в полет на HondaJet Elite с Дмитрием Петроченко на заводе компании Honda Aircraft, который располагается в небольшом американском городе Гринсборо
HondaJet Elite одним своим видом завораживает и влюбляет в себя уже при первом знакомстве. Инженерам удалось воплотить в самолет некий приятный на вкус коктейль из инновационных решений и безупречного дизайна. «Малыш» действительно притягивает к себе, будто говоря «стань моим счастливым обладателем». О HondaJet мы пишет достаточно много, но вот протестировать машину было заветной мечтой. И нам улыбнулась удача. Ранним майским утром мы стоит перед нашим «испытуемым», которому лишь «два месяца от рода», на заводе компании Honda Aircraft, который располагается в небольшом городе Гринсборо  штата Северная Каролина. И так только мы, наш борт N139HE и шеф-пилот компании Питер, а также наши верные друзья Анна Назарова (Aim of Emperor) и Максим Акбаев (Honda Aircraft). Пристегните ремни, отправляемся в полет с Дмитрием Петроченко.


Перед полетом

Начнем с того, что HondaJet Elite несколько отличается от самолетов своего класса уже внешне. Это заметно, например, по двигателям, которые вынесены на пилоны над крылом, что выражается специальным термином — OTWEM — Over-The-Wing Engine Mounts (подвеска двигателя над крылом). Запатентованная конструкция двигателей позволила не только снизить аэродинамическое сопротивление, но также расширить пространство салона и багажного отделения. Двигаясь к левому крылу, я заметил, что для улучшения аэродинамики инженеры Honda убрали перегородку среднего элерона и небольшие треугольные вихревые генераторы с законцовок. Если заглянуть под фюзеляж, можно увидеть, что намного уменьшена площадь новой защитной пластины. А вот центральный топливный бак Elite увеличен, и топлива теперь в него входит на 40 кг больше.

Модернизирован воздухозаборник двигателей GE Honda HF120: перед лопастями установлен перфорированный хонейкомб. По словам Питера, перфорация выполняет функцию шумоизолирующей перегородки, поглощая высокочастотные звуки, которые обычно слышат пассажиры, особенно при работе двигателей в режиме высокой мощности и на высоте ниже 3000 метров. Такое незначительное, на первый взгляд, изменение снижает уровень шума в салоне до 8 дБ, что, несомненно, позволяет пассажирам заметить разницу между моделями.

Самолет избавился от вихревых генераторов на хвостовом оперении и крыльях и Т-образной накладки на руле высоты, который к тому же стал шире примерно на 18 см. Эти перемены наряду с другими аэродинамическими усовершенствованиями обеспечивают сокращение взлетной дистанции на 135 метров на уровне моря (на более высоких уровнях дистанция увеличивается) и улучшенные характеристики набора высоты на втором участке, что может оказаться значимым в случаях жаркой погоды и больших высот.

В хвостовой части фюзеляжа находится воздушный тормоз многокилевого хвостового оперения —устанавливается по желанию клиента как дополнительное оборудование. Эту опцию выбирает большинство владельцев, поскольку она позволяет выполнять посадку по крутой глиссаде с углом до 6,5 градуса в аэропортах с плотным трафиком. В качестве примера можно привести аэропорт «Лондон-Сити», где глиссада составляет лишь 5,5 градуса. Двигаясь к правой хвостовой части, я увидел дополнительный внешний технический люк для обслуживания туалета. Кроме того, здесь изменена конструкция единственного заправочного отверстия, которое находится в хвостовой части фюзеляжа и используется для пополнения запасов топлива самотеком. Чтобы максимально исключить разбрызгивание топлива техническим персоналом в случае слишком быстрого наполнения бака, рядом с заправочной горловиной предусмотрена подсвеченная панель. За некоторое время до полного заполнения бака заправщик видит на панели сигнал о том, что нужно уменьшить напор, — просто и гениально.

Передний обзор из кабины великолепен благодаря радикально сниженной носовой части. Общий объем багажного отделения (в задней и передней частях) доведен до 1869 литров, что значительно превосходит предложения Embraer Phenom 100EV и Cessna Citation M2. Нужно заметить, однако, что M2 по-прежнему лидирует по предельному весу внешнего багажа, притом что в Honda этот показатель увеличен до 90 кг. Несмотря на то что в большинстве случаев свободное место под багаж заканчивается еще до того, как наступает «перевес», ограничение по весу порой имеет значение.

Линия боковых иллюминаторов более заглублена по сравнению с другими моделями. Я спросил Питера, чем руководствовались, остановившись на таком решении, и он поделился интересными наблюдениями, довольно неожиданными для меня. Увеличенный радиус кривизны в сочетании с формой дает вертикальный обзор, как если бы иллюминаторы были крупнее. А кроме того, бликов, неизбежных на больших высотах над облаками, становится меньше. Это дает снижение нагрузки на глаза и улучшение читаемости дисплеев, что очень ценно в окружении множества стеклянных приборных панелей.

Салон

HondaJet N139НЕ оснащена практически всеми доступными опциями, включая мини-бар в комплекте с кофемашиной. Уровень шума в салоне снижен не только благодаря модернизации впуска двигателя, но также за счет эффективной шумоизоляции и более тихой работы систем воздушного кондиционирования и охлаждения авионики.

В модели Elite установлена первая в отрасли акустическая система без колонок в салоне от Bongiovi Audio System с эффектом полного погружения по всему салону за счет размещения 24 источников звука на внутренних панелях. Я и мои коллеги испытали работу системы в полете, и хочу заметить, что звук действительно впечатляет, в «тихом» салоне улавливаются все музыкальные нюансы. Направляемся в хвостовую часть фюзеляжа, где расположена туалетная комната с пассажирским местом, оборудованным ремнем безопасности. Это не просто уборная, привычная для большинства легких самолетов, а сравнительно просторное помещение с двумя небольшими иллюминаторами в потолке и дополнительной раковиной с проточной водой, также здесь есть датчик движения. Как пояснил Питер, это попытка уйти от стандартного для отрасли решения в виде темного закутка и сделать туалет максимально приятным для пассажира.

Я насчитал 23 варианта внутренней отделки салона. Цены начинаются от $5600 за кожаные сиденья экипажа. За $44500 вы получите комплектацию с умывальником, а версия Gogo Talk & Text будет стоить вам $167900. И нужно помнить, что при установке той или иной опции снижается полезная нагрузка. 


В полете

В HondaJet Elite предусмотрена усовершенствованная интегрированная приборная модель Garmin G3000. Сенсорные приборная панель и дисплей высокого разрешения, а также модернизированные процессоры дают целый ряд преимуществ. Некоторые из новых функций можно установить на имеющееся оборудование, обновив соответствующее программное обеспечение, в том числе визуальный указатель глиссады с консультативными сообщениями, функцию отображения угла атаки (AOA) на дисплее PFD, незашифрованный TAF, функцию ограничения высоты над уровнем моря на дисплее MFD и пр. 

Комплект Garmin G3000 содержит пакет обновлений, включающий более сложные функции вычисления параметров взлета и посадки (TOLD) и прогнозной производительности. Функция TOLD в дополнение к стандартным расчетам скорости и параметров длины поля отображает чистый градиент набора и снижения высоты. Наличие градиентов набора высоты чрезвычайно важно при определении соответствия вашего самолета стандартам вылета.

Функционал многих самолетов предусматривает получение пилотами упрощенных данных о производительности, в том числе о дальности полета, топливе в пункте назначения, времени в пути. Для расчета показателей используется скорость относительно земли в один момент времени, которая может изменяться на протяжении полета. Система управления рабочими характеристиками для оптимального планирования полетов Elite берет данные со всех этапов полета, а также прогнозные данные по ветру и формирует точную полетную информацию. G3000 интегрирует точную информацию о характеристиках ветра в верхних слоях атмосферы прямо из потока метеорологических данных с ресивера Sirius XM. Если же удаленный доступ к метеоданным отсутствует, пилот может вводить для расчетов средние значения ветра.

Усовершенствованная система авионики самолета включает дополнительные функции автоматического управления полетом (AFCS), функции автоматической стабилизации и защиты для повышения безопасности полета и функцию ухода на второй круг с электронной связью и защитой от пониженной скорости. Теперь можно использовать автопилот на всем протяжении выхода в зону аэродрома, в том числе и при повторном заходе на посадку. Функция защиты от пониженной скорости сокращает вероятность непреднамеренного сваливания на автопилоте за счет уменьшения крена до безопасного уровня.

Техника запуска самолета проста: включить авионику, инициировать проверки с помощью электронных контрольных списков (в Elite их стало больше) и нажать кнопку «Пуск». Все остальное сделает Honda GE FADEC. Другие функции, такие как противообледенение и активация освещения на соответствующих этапах полета, тоже работают в автоматическом режиме.

Руление осуществляется при помощи электроусилителя. Одно сильное нажатие на педаль для отклонения руля направления вправо — и мгновенно самолет развернулся на 180 градусов. Вы быстро поймаете чувствительность электроусилителя руля и по достоинству оцените это. После взлета мы запросили у Piedmont Triad International Airport Departure Control разрешение на пробный полет и, получив его, начали выводить самолет на высоту 11 277 метров в направлении Шарлот, попутно анализируя работу полетных систем. В режиме ручного управления самолет демонстрировал стабильную управляемость даже на больших высотах.

Питер рассказал мне об автоматическом поддержании заданной скорости — Cruise Speed Control (CSC) — довольно любопытной функции, которую можно охарактеризовать как простой автомат тяги, но с электронно-цифровой системой управления двигателем (FADEC). При активации функции происходит корректировка скоростных параметров в узком диапазоне. Хотя при значительных изменениях шага в функции нет особого смысла, я обнаружил, что небольшая корректировка скорости не помешает в условиях высотного ветра или при скоростных ограничениях. Максимальная высота полета Elite — 13 100 метров, скорость — 422 узлов, а расход топлива на высоте 11 277 метров — 1090 фунтов вчас, и все это делает самолет самым быстрым в своем классе. На практике пилоты зачастую летают гораздо выше.


Все прошло быстро, и настал момент возвращаться в воздушную гавань. Нам назначили PINGG 1. График снижения я создал с применением новых функций, включая составление профиля на дисплее MFD, на котором также отображаются ограничения по высоте. Использовать необходимые для посадки данные TOLD оказалось просто — вся нужная информация под рукой. Команде Honda Aircraft можно только аплодировать, их детище — великолепное инженерное решение!

Улучшение эксплуатационных характеристик

Как пилот HondaJet Elite, вы заметите небольшие изменения в крейсерских характеристиках, дальность полета увеличилась на 370 км, взлетная дистанция сократилась, характеристики набора высоты (качественные изменения особенно существенны именно в этой части) стали лучше. Анализируя эффект модернизации на примере вылета из Гринсборо (Piedmont Triad International Airport), мы рассматривали два сценария: для 19 град. и для 27 град. При 19 град. обе модели сохраняют свой максимальный взлетный вес на вылете, при этом взлетная дистанция Elite меньше почти на 335,28 метра. При 27 град. разница еще более значительна. Elite может взлететь с весом более 453 кг, и при этом взлетная дистанция будет на 182 метра меньше. При топливной емкости 1315 кг эксплуатационный потенциал машины становится в большой степени зависимым от параметров производительности и безопасности на полосе, включающей летную полосу и боковые полосы.  

Предложения для владельцев HondaJet

Honda Aircraft предлагает 92 владельцам HondaJet обновление группы APMG — почти все функции этой группы предусмотрены в Elite. В $250 тыс. обойдутся аэродинамические улучшения для хвостовой части, элеронов и законцовок, а также увеличение максимального взлетного веса на 45 кг, больший вес без топлива и некоторые обновления программного обеспечения для комплекта авионики G3000. Поскольку в Elite представлены дисплеи и автопилот G3000 самого последнего поколения, недоступны такие функции, как наложение маршрута и вывод аэронавигационной карты, повышенная стабильность и защита от пониженной скорости.


В пакет обновлений не входит шумоизоляция за счет модернизации двигателя на впуске, топливная емкость также останется прежней. Тем не менее, получив пакет обновлений, владелец HondaJet заметит увеличение дальности полета примерно на 185 километров при оптимальной крейсерской скорости и общее улучшение производительности. Если вы желаете усовершенствовать полетные характеристики своего самолета в определенных ситуациях, вам определенно стоит приобрести пакет обновлений. 

HondaJet Elite предлагает клиенту целый ряд заманчивых функций, которые сегодня недоступны во многих бизнес-джетах. Заявленная цена 5,5 млн долл. (что подразумевает набор самых популярных опций) — это выше, чем у прямых конкурентов. Как и во всех решениях относительно самолетов, определяющие факторы здесь — общая стоимость владения и ваши реальные условия и задачи, включая техническую дальность полета.

Продолжение следует…