Про рекламу вертолетов

Реклама западных вертолетов в России приобрела столь напористый характер, что напрочь потеряла какие-либо границы и здравый смысл.

Реклама западных вертолетов в России приобрела столь напористый характер, что напрочь потеряла какие-либо границы и здравый смысл. Наглядный пример, легкий двухдвигательный Bell427, который в последнее время не сходит с обложек и страниц российских глянцевых журналов. Рекламщики устали выдумывать эпитеты в превосходной степени. Читаешь и диву даешься: "…самый эффективный"? Главный неудачник рынка легких двухдвигательных винтокрылых машин преподносится россиянам, как самый, самый… В России 427-й вдруг превратился в "Героя большого города"!? Для информации, в 2006 году было продано семь В427, в том числе один в Россию. В то же время, за 12 месяцев было поставлено 100 вертолетов ЕС135 - прямого конкурента В427. Семь против ста! Так кто же герой?

Почему покупают ЕС135, который, по мнению рекламодателей, "хуже", чем В427? Попытаемся сравнить (данные взяты из Каталога Jet 2007 и Business & Commercial Aviation).

НаименованиеЕС135Сравнение, %В427
Вместимость, чел4-705-7
Масса полезной нагрузки, кг1455-29,91120
Дальность полета, км635+12,0722
Крейсерская скорость полета км/ч2560256
Скороподъемность, м/с7,6+25,210,16
Статический потолок, м2010-9,91829
Макс. практический потолок, м304503048
Салон длина, м
высота, м
ширина, м
1,72
1,26
1,50
- 9,6
+3,1
- 21,0
1,57
1,30
1,24
Производительность, пасс∙км/ч
т∙км/ч
416
54,8
+ 0,7
- 6,0
419
51,7
DOC (прямые расходы на эксплуатацию), долл./ч
в т.ч. DMC (расходы на ТОиР), долл./ч
457
288
- 23,1
- 16,5
594
345
Стоимость, тыс. долларов3 121+ 9,92 841



Сравнение показывает, при равенстве летных характеристик, за исключением скороподъемности, В427 серьезно уступает ЕС135 сразу в нескольких номинациях:

  1. Совершенство конструкции. Отношение массы полезной нагрузки к макс. взлетной массе: 1120/2880=0,389 (у В427), против 1455/2910=0,50 (у ЕС135).Примечание - сам европейский производитель дает меньшую макс. взлетную массу ЕС135 (2835 кг) и массу полезной нагрузки (1375 кг), но и в этом случае совершенство конструкции впечатляет - 0,485.
  2. Производительность. Преимущество по дальности полета, на котором акцентируют внимание рекламодатели, с лихвой перекрывается массой полезной нагрузки. Вертолет ведь предназначен для перевозки пассажиров и грузов, а не воздуха.
  3. Экономичность. За относительно меньшей ценой вертолета скрываются достаточно высокие расходы на эксплуатацию;
  4. Использование по назначению. Ограничение только в условиях визуального полета существенно сужает область применения вертолета и снижает его КПД, как транспортной платформы, а также полностью исключается использование специальными службами (скорая медицинская помощь, правоохрана, поиск и спасение и др.) которые, в основном, работают ночью и в сложных метеорологических условиях;
  5. Вместимость, комфорт. В427 уступает не только по размерам салона, но и по объему багажного отсека.

Вертолет на самом деле получился неудачным, и никакие ссылки на первое место, которое в течение уже нескольких лет занимает сервисная система обслуживания Bell Helicopter, здесь не помогут. У заказчиков серьезные претензии к отсутствию заднего выхода, плохому обзору из пассажирской кабины, большому шуму вертолета, недостаточному опыту эксплуатации и, наконец, низкому уровню безопасности полетов. Неудивительно, что в свой "сумасшедший" рекордный полет от "Полюса до полюса" знаменитая вертолетчица Джениффер Мюррей отправилась не на В427.

Сравнение явно не в пользу В427. Вот вам и ответ, почему даже сами американцы не покупают В427: в 2004 году парк вертолетов США насчитывал 15 В427 против 56 ЕС135. Главный критерий успеха/неудачи программы - число поставленных (летающих) вертолетов. Заказчик голосует долларом (евро, рублем, иеной или юанем…). Это понятно для всех в мире вертолетов, за исключением российских рекламодателей. Они утверждают, что на В427 есть спрос, в том числе и в России. Странное понимание спроса?!

В таблице приведены поставки вертолетов-соперников по годам (всего поставлено/поставки за год).

Вертолет20032004200520062007
Вell427н.д. / 740 / 9н.д. / н.д.н.д. / 7н.д. / н.д.
ЕС135330 / н.д.н.д. / 60св. 400 / 72св. 500 / ~90св. 600 / ~100



Несмотря на отсутствие целого ряда данных, общая картина более чем убедительна: ЕС135 - вне конкуренции! И не только со стороны В427. После своего появления на рынке в 1996 году, программа легкого двухдвигательного ЕС135Т2/Р2 (с двумя вариантами силовой установки Turbomeca или Pratt & Whitney Canada - это тоже плюс) добилась подавляющего преимущества. В основном, за счет высоких летно-технических характеристик, беспрецедентного уровня исправности (98%) и низкой трудоемкости технического обслуживания. Спрос постоянно повышается. Если в 2004 году Eurocopter получил 67 заказов на ЕС135, в 2005 г. - 85, то 2007 г. уже 134. Темп производства достиг небывалой отметки: один вертолет за два дня! Общий налет программы превысил полмиллиона часов. А В427, слабо?

Провал на рынке оказался столь серьезным, что производитель вынужден был срочно разрабатывать совершенно новую модель, а своих немногочисленных, но преданных заказчиков переориентировать на В429, которая действительно, не на словах, а на деле, вобрала перспективные вертолетные технологии.

И, наконец, "холодный душ" для тех, кто, несмотря ни на что, собирается приобрести В427. На днях (24 января 2008 года) американский вертолетостроитель объявил, что в целях наращивания производственных мощностей для выпуска пользующихся спросом 412, 407 и 429 закрывает производство не пользующихся спросом моделей. "Под нож" попали: 206В3, 427(!), 430 и 210. 427-й - второй в списке, после модели, которой исполнилось 40 лет, поэтому его вполне можно считать "№1" на terminate! Парадокс, не правда ли, заказы больше не принимаются, а реклама в "полном шоколаде"?

Конечно, производитель заявляет, и будет заявлять, что не бросит своих заказчиков, однако нужно понимать, что сокращение количества неизменно ведет к повышению стоимости. Цена на запасные части и агрегаты для снимаемых с производства вертолетов будет расти, а вместе с ней суммарные расходы на эксплуатацию. Покупая самый, самый В427, нужно быть готовым к незапланированному росту расходов.

Итак, если 427 - неудачник рынка, так зачем его столь активно рекламировать? Здесь у меня два варианта: очередное свидетельство неуважения к российскому заказчику ("пипл все схавает") или сознательная попытка завести в заблуждение.

С одной стороны, реклама - это показатель профессионализма. А с другой, с человеческой точки зрения, на какую поддержку можно рассчитывать в последствии, если уже при первом знакомстве Вам пытаются "повесить лапшу на уши".

Вместо заключения, следующим в списке - на снятие с производства стоит В430. Интересно будет посмотреть, с каким рвением и напором российские рекламодатели будут его нахваливать.

Источник: сайт «АвиаПорт.Ru»

Автор: Наталья Автушко