Европейский концерн EADS по итогам 2007 года понес убытки в 446 млн евро, ставшие первыми для компании за последние пять лет.
Европейский оборонный концерн EADS по итогам 2007 года понес убытки в 446 млн евро, ставшие первыми для компании за последние пять лет. В этом виноваты производственные задержки в авиационной «дочке» концерна — Airbus, а также укрепление американской валюты, стоившее авиапроизводителю 1 млрд евро. Однако EADS пообещал уже в этом году вернуть показатели в норму.
Отрицательные результаты оборонного концерна продемонстрировали дальнейшее ухудшение бизнеса в сравнении с 2006 годом, когда EADS смог получить небольшую прибыль 99 млн евро. Выручка компании за год практически не изменилась из-за колебания валютных курсов: она снизилась с 39,4 млрд до 39,1 млрд евро. В проблемах EADS, как и год назад, виновато его авиастроительное подразделение Airbus, увеличившее убыток с 572 млн до 881 млн евро. Давние проблемы в производстве пассажирских авиалайнеров A380 и A350 в прошлом году были усугублены задержками по проекту военно-транспортного самолета A400, который сейчас отстает от графика как минимум на полгода. Вчера EADS заявил, что не ожидает «дальнейшего существенного ухудшения» в ходе основных производственных программ. Увеличение убытков Airbus также связано с расходами 624 млн евро на реструктуризацию, направленную на ежегодную экономию 2,1 млрд евро к 2010 году.
Среди положительных моментов можно отметить увеличение в 2007 году числа заказов авиалайнеров Airbus до рекордных для компании 1314 самолетов, что позволило довести общий объем заказов до 320 млрд евро. Airbus также увеличила число поставок заказчикам с 434 до 453 самолетов, однако укрепление евро по отношению к американской валюте практически полностью нивелировало этот прирост, съев более 1 млрд евро операционной прибыли компании. Чтобы снизить влияние колебаний валютных курсов и зависимость от Airbus, EADS планирует два поглощения в оборонном секторе, из которых одно точно будет произведено в США. Акции EADS, однако, подешевели вчера на 7,1%, до 16,5 евро. Этому также поспособствовал официальный протест Boeing, поданный вчера против решения ВВС США, руководство которых в конце февраля предпочло Airbus при размещении контракта на поставку авиазаправщиков, оцениваемого в 35 млрд долл.
Гендиректор EADS Луи Галлуа остался недоволен результатами. По его мнению, большая часть проблем концерна осталась в прошлом и уже по итогам этого года EADS увеличит операционную прибыль до 1,8 млрд евро (в 2007-м она упала с 399 млн до 52 млн евро), а его выручка превысит 40 млрд евро. «Консенсус-прогноз по операционной прибыли в 2008 году был на уровне 2,2 млрд евро, и объявленный ориентир разочаровал рынок. Я думаю, что этот прогноз вполне реалистичен и даже немного консервативен, так что конечная цифра может оказаться лучше», — отметил РБК daily аналитик CM-CIC Securities Араль Либерж-Донду. По его словам, результаты EADS в целом совпали с ожиданиями рынка. По мнению управляющего директора Arran Aerospace Дага Маквити, EADS преувеличивает в своей отчетности роль доллара, чтобы отвлечь внимание от истинной причины «катастрофических убытков» — производственных задержек. Не верит он и в прогноз компании на этот год: «Единственный способ достичь указанного EADS показателя по операционной прибыли — не допустить новых задержек в создании военно-транспортного самолета, однако это маловероятно». Г-н Маквити признал, что EADS удалось поставить точку с проблемами вокруг A380, однако не исключил возникновения новых сложностей при работе над A350 и A400, а также в борьбе с Boeing за контракты в США.