Два корабля в одном

Европейцы разработали свой вариант суборбитального туристического космоплана

После триумфального полета в космос космоплана SpaceShipOne количество компаний, желающих побороться за новый сегмент рынка туристических услуг, растет как на дрожжах. В конце марта европейская аэрокосмическая корпорация EADS Astrium объявила, что намерена наладить выпуск серийных космопланов, способных достигать нижней границы космоса. Спроектированы они по совершенно иной конструктивной схеме и даже близко не похожи на SpaceShipOne. Европейский аппарат Space Plane выглядит как обыкновенный бизнес-джет, рассчитанный на шестерых человек, в том числе двоих членов экипажа, и взлетающий, как самолет, с обычных аэродромов. Первый полет шаттла от EADS Astrium запланирован на 2012 год, а цена билета в космос составит 200 тыс. евро.

Столь необычная схема была выбрана по причине упрощения эксплуатационных свойств самолета. Для сравнения: фирма Virgin Galactiс, разрабатывающая тури­стический челнок SpaceShipTwo, делает его по двухступенчатой схеме. По ней процесс выведения корабля в космос предполагал две фазы. Сначала первая ступень-разгонщик поднимает на своей спине челнок на высоту 12—20 км, где затем происходит разделение аппаратов, и шаттл, включив ракетные двигатели, самостоятельно поднимается на орбиту.

«Примененная инженерами Virgin Galactic конструкция, включающая две крылатые ступени, характеризуется высокой экономичностью при доставке грузов в космос, — рассказывает РБК daily заместитель главного конструктора НПО «Молния» Владимир Скороделов. — Но вот во время эксплуатации расходы на поддержание ее в надлежащем виде возрастают, потому как это все-таки два летательных аппарата».

Европейские инженеры из EADS Astrium решили, что лучше совместить разгонщик и шаттл в одно целое и представили проект аппарата Space Plane. «Шаттл имеет два типа реактивных двигателей, — рассказывает технический директор EADS Astrium Роберт Лейн. — По бокам фюзеляжа находятся два турбореактивных двигателя, с помощью которых Space Plane взлетает и поднимается на высоту 12 тыс. м. Это путешествие занимает примерно 45 мин., в течение которых пассажиры практически не ощущают никаких перегрузок. Затем летчики отключают их и запускают ракетный двигатель, работающий на керосине и кислороде в качестве окислителя. И вот здесь начинается самое интересное».

Космоплан разворачивается носом вертикально вверх и начинает интенсивный разгон. Тяга двигателя составляет почти 13 т, и пассажиры при этом переживают перегрузку в 3g. При достижении скорости 3 Маха (около 3500 км/ч) аппарат поднимается на высоту примерно 60 км, после чего двигатель выключается и космоплан по инерции делает так называемую горку и, притормаживая о верхние слои атмосферы, достигает верхнего пика на высоте более 100 км. Этот рубеж считается нижней границей космоса, и туристы, на время отстегнувшись от кресел, ощутят чувство невесомости. Предполагается, что они будут свободно летать по салону и любоваться красотами Земли через 15 иллюминаторов, расположенных аж в пять ярусов. Но идиллия продолжится недолго, всего три-пять минут. Космоплан войдет в плотные слои атмосферы, и туристы, вновь пересевшие в кресла, опять испытают перегрузку в 3g. На высоте 10 тыс. м пилоты могут вновь включить турбореактивные двигатели, и аппарат как обыкновенный бизнес-джет полетит к месту посадки. Для большей надежности предусмотрена возможность самостоятельного полета к другому аэродрому, чего нет у SpaceShipTwo.

Правда, более простая и, следовательно, надежная схема полета вынуждает отказаться от дополнительных туристических мест в салоне. Челнок рассчитан на четырех туристов и двух членов экипажа, что удорожает билет в космос практически в полтора раза, до 200 тыс. евро. Хотя полет в космос на шестиместном корабле SpaceShipTwo от Virgin Galactiс обойдется в 200 тыс., но уже долларов.

Видимо, поэтому представители компании EADS Astrium отмечают, что в дальнейшем подобные аппараты можно использовать не только для туристических нужд, но и для регулярных рейсов в любой конец мира. Гиперзвуковой прыжок в космос по­зволит значительно сократить время полета из Европы до Австралии, до 2 ч. А первый коммерческий рейс может уже состояться в 2012 году. В дальнейшем EADS Astrium планирует серийно выпускать свой космо­план и надеется продавать его любым авиакомпаниям, желающим заняться туристическими полетами в космос. Между тем у EADS Astrium появляется все больше конкурентов. Так, недавно американская компания Rocketplane представила доработанный проект аналогичного челнока под названием Rocketplane XP. По сути, это глубокая модернизация уже существующего бизнес-джета Lear 24. Инженеры добавили к нему ракетный двигатель и изменили конфигурацию крыльев, а также доработали системы жизнеобеспечения, после чего обыкновенный самолет получил возможность делать прыжок в космос. Первый полет Rocketplane XP также намечен на 2012 год. По оценкам аналитиков, уже сейчас количество людей, желающих слетать в космос, может составить до 15 тыс. в год, а значит, потребуется целый флот таких космопланов. И, вероятнее всего, до 2020 года на планете будет построено около сотни частных космопланов.

«Однако сейчас до конца нельзя просчитать реальный рынок таких полетов в космос, — заявили РБК daily в пресс-службе Роскосмоса. — Нет еще наработанной статистики безаварийных полетов таких космопланов. В этом ключе станут ли люди доверять свои жизни частным космопланам, пока очень большой вопрос. Может случиться, что после первой аварии туристические полеты по суборбитальной траектории попросту прекратятся».

Источник: РБК daily