Dassault Aviation представил новый флагман в бизнес-авиации Falcon 10X. Компания обещает создать бизнес-джет, превосходящий существующие аналоги по летно-техническим характеристикам и комфорту салона. Новый флагман станет конкурентом Bombardier Global 7500 и Gulfstream G700.
По словам Алексея Бутримова, генерального директора компании Bjet, любой производитель постоянно модернизирует свой парк. И насколько анонсированные показатели проектируемого Falcon 10X будут отличаться от готового самолета, покажет время. Пока характеристики проектируемого самолета примерно на уровне конкурентов, где-то выигрывает, где-то проигрывает. К 2025 году, именно на этот срок намечен выход нового флагмана Dassault Aviation, характеристика моделей конкурентов могут измениться.
«Действительно, Falcon 10X в каком-то смысле составит конкуренцию Global 7500. Однако флагман Dassault Aviation находится на стадии проекта и что получит рынок в итоге, пока говорить рано. Я считаю, что, разрабатывая самолет с чистого листа, стоит задирать планку не на голову, а минимум на две. Насколько мне известно, Bombardier скоро выпустит новую модель, но каковы будут характеристики их самолета, пока секрет», – сообщил генеральный директор компании Bjet Алексей Бутримов.
Самолеты Bombardier составляют большую часть флота частной, авиационной компании Bjet, однако есть и самолеты Gulfstream.
Эксперт отметил, что сейчас стоимость Global 7500 находится примерно на том же уровне. При этом пользуясь партнерскими условиями, Bjet имеет возможность предлагать самолеты компании Bombardier своим клиентам ниже по стоимости. В то время как Falcon всегда были дороже конкурентов.
«Что касается технических характеристик, то тут не все так однозначно. Например, анонсированная тяга двигателя Falcon 10X должна будет составлять 18 000 lbs, Global 7500 имеет 18,920 lbs, что уже больше, но незначительно. При этом Gulfstream в 2022 году запустит на рынок новую модель G700, который станет сильным конкурентом Global 7500», – говорит Алексей Бутримов, генеральный директор компании Bjet.
«Falcon всегда славился у владельцев идеей, что 3 двигателя лучше, чем 2. Но я объяснял своим клиентам, что 3 двигателя не лучше 2-х. Так как по теории вероятности отказ одного из трех двигателей намного выше, чем двух. При отказе одного из трех двигателей самолет должен совершить посадку в определенный период. Также техобслуживание трех двигателей всегда будет дороже, чем двух.
Судя по всему, Falcon это тоже прочувствовал и отказался от третьего двигателя и уже на новом самолете будет их два.
Всегда комфорт в бизнес-джетах играет важнейшую роль. При этом уровень шума в самолете – это понятие субъективное. Все владельцы хотят максимально тихий самолет и поэтому мы часто заказываем своим клиентам дополнительную шумоизоляцию».
Эксперт пояснил, что об уровне шума можно судить только когда самолет уже вышел на рынок и прошел все испытания. Поскольку на эту характеристику влияют не только аэродинамические показатели и особенности конструкции, но и используемые материалы.
«По отзывам пилотов и клиентов, можно говорить о том, что Global 7500 тише нынешнего конкурента Gulfstream» - утверждает Алексей Бутримов.
Эксперт отметил, что намерения Dassault Aviation увеличить габариты своего флагмана до 2,03 м в высоту и 2,77 м в ширину играют им в плюс. Это добавит определенного комфорта рослым людям. Однако клиенты бизнес-авиации, как правило, среднего роста и проводят время на борту в основном отдыхая, то есть сидя или лежа. Поэтому увеличение высоты на 5 сантиметров играет незначительную роль. Также производитель Falcon 10X делает упор на разнообразие комплектации салона. Тут сложно уже выдумать что-то новое. Например, Global 7500 имеет 8 утвержденных вариантов салона с совершенно разной комплектацией. И эти варианты являются модульными. Поэтому можно говорить, что у всех производителей самолетов это плюс минус одно и то же.
«Примерно та же история и с дальностью полетов. Например, Global был 7000, после начала эксплуатации и отзывов клиентов, претерпел доработки по конфигурации профиля крыла, в результате чего получено около 7700 морских миль дальности и модель была переименована на 7500. Это уже на 200 морских миль больше анонсированного проекта самолета. Поэтому первые полеты Falcon 10X покажут реальную дальность и, возможно, они выйдут на более высокие показатели», – пояснил Алексей.
Dassault Aviation представили информацию о применения на борту Falcon 10X системы FalconEye. Она сочетает функционал дополненного и синтетического видения с системой проецирования данных полета на обе стороны лобового стекла.
Эксперт утверждает, что это уже не новшество. Сейчас на новых, современных бизнес-джетах стоит аналогичная система. Она позволяет посадить самолет даже при растрескавшемся стекле или в полной темноте без освещения.
«Когда я впервые опробовал эту систему в полете, у меня разбежались глаза от избытка информации. Здесь нужна привычка. Но никакая умная система не может переплюнуть опытного пилота в критической ситуации, здесь должна быть команда человека и машины» – пояснил Алексей Бутримов.
Технологии развиваются и самолеты вместе с ними, поэтому мы живем в интересное время.