Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» в 2021 году должен совершить свой первый полет. Значение события трудно переоценить: эта машина – надежда России возродить малую авиацию. Познакомиться с новинкой, которой предстоит сменить ветерана Ан-2, можно на МАКС-2021.
Долгожданная замена самолету Ан-2, рожденному еще в 1947 году и до недавнего времени выполнявшему существенную часть задач малой авиации, наконец-то воплощается в металле. Премьерой МАКС-2021 станет легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал», созданный по заданию Минпромторга России. Победителем конкурса на разработку самолета пассажировместимостью девять человек в 2019 году стал Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Созданием самолета занялась компания «Байкал-Инжиниринг», являющаяся дочерним предприятием УЗГА.
Работа над новым самолетом велась в тесной кооперации с МАИ, отвечавшим за разработку математических моделей и конструкторской документации, проведение натурных экспериментов, производство опытного образца планера. Ведущая роль в создании самолета принадлежит конструкторскому бюро ОСКБЭС МАИ, обладающему ключевыми компетенциями в создании образцов легкой и сверхлегкой техники: начиная с 1990-х здесь был создан целый ряд самолетов этого класса. Аванпроект ЛМС-901 прошел экспертизу в профильных НИИ отрасли: ЦАГИ, ЦИАМ и ВИАМ, подтвердившую правильность выбранной схемы самолета, его высокое аэродинамическое качество и оптимальное соотношение эксплуатационных параметров.
ЛМС-901 «Байкал» призван улучшить транспортную доступность российских регионов, заменить Ан-2 в традиционных сферах применения: грузоперевозках, поисково-спасательных работах, авиалесоохране, при выполнении сельскохозяйственных задач, обучении. Модификации «Байкала» с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси будут востребованы в удаленных российских регионах и на территории Арктики. Главными преимуществами самолета заявлены относительная конструктивная простота, безопасность, универсальность, ремонтопригодность, а также доступность практически всех материалов, систем и агрегатов.
По сравнению со своим предшественником, «Байкал» будет обладать меньшими габаритами, большей скоростью, и возможностью дольше летать без дозаправки, не уступая при этом уровню надежности и универсальности Ан-2. Крейсерская скорость турбовинтового самолета составит 300 км/ч, максимальная дальность полета - 3000 км, минимальная дистанция разбега с грунтовых полос - 220 м. Самолет будет способен доставлять нагрузку в две тонны на расстояние не менее 1500 км. Конструкция планера ЛМС-901 будет полностью состоять из российских материалов. В первых партиях он получит двигатель General Electric H800-200, который в 2023-2024 годах планируется заменить на отечественный ВК-800С.
Производитель уже заключил первые «мягкие» контракты на поставку 10 самолетов, планируя в дальнейшем увеличить портфель заказов до 100. Первыми заказчиками «Байкала» стали Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», авиакомпании «Полярные авиалинии», «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и «Аэросервис». Новые контракты планируется подписать на МАКС-2021. Всего же емкость российского рынка до 2030 года разработчик оценивает в 170-200 самолетов подобной вместимости. По мере удовлетворения спроса внутри страны в планах выход на рынки республик бывшего СССР и стран Азии и Африки, что позволит окупить часть инвестиций в проект.
Новый многоцелевой ЛМС-901 должен приступить к летным испытаниям в четвертом квартале 2021 года, второй летный образец планируется построить в феврале 2022 года. Программа сертификационных летных испытаний предположительно оценивается в диапазоне от 500 до 700 полетов. Сертификация самолета ожидается к концу 2022 года, поставка заказчикам начнется в 2023 году.
УЗГА планирует провести на МАКС-2021 масштабную презентацию самолета ЛМС-901, летный образец которого будет демонстрироваться на статической стоянке авиасалона.