Сегодня пассажиры предъявляют более высокие требования к уровню комфорта и сервиса во время полета: классических обедов, карты вин и общей информации о рейсе уже не достаточно. Пребывая на борту самолета, современные туристы хотят смотреть фильмы, слушать музыку или играть в компьютерные игры. Необходим также доступ к сотовой связи и сети Интернет с возможностью проводить он-лайн конференции, дистанционно бронировать гостиницы и арендовать автомобили. В ответ на спрос появляется и предложение: все больше разработчиков готовы удовлетворить любые пожелания клиентов.
Сегодня пассажиры предъявляют более высокие требования к уровню комфорта и сервиса во время полета: классических обедов, карты вин и общей информации о рейсе уже не достаточно. Пребывая на борту самолета, современные туристы хотят смотреть фильмы, слушать музыку или играть в компьютерные игры. Необходим также доступ к сотовой связи и сети Интернет с возможностью проводить он-лайн конференции, дистанционно бронировать гостиницы и арендовать автомобили. В ответ на спрос появляется и предложение: все больше разработчиков готовы удовлетворить любые пожелания клиентов.
Новые лайнеры и частные самолеты оборудуются так называемыми бортовыми информационно-развлекательными системами (In-Flight Entertainment Systems – IFES). В спинки сидений вмонтированы сенсорные жидкокристаллические дисплеи, подключенные к единой компьютерной сети с возможностью задавать индивидуальные настройки.
Пассажиры могут не вставая с мест играть в сетевые игры, заходить в Интернет и даже заказывать напитки и еду. Однако большое количество сложного компьютерного оборудования и программного обеспечения непременно влечет за собой сбои и неполадки во время полета. На безопасность влияют следующие факторы: хрупкость жидкокристаллических экранов и пультов дистанционного управления, установка источников питания и процессоров под креслами пассажиров.
Многие авиаперевозчики жалуются на большое количество сбоев в работе бортовых компьютеров. По некоторым данным, уровень надежности работы систем аудио-видео обеспечения, установленных на Airbus A330, составляет не более 60%. Зачастую авиакомпании высказывают пожелание, чтобы хоть когда-нибудь все рейсы проходили с полностью функционирующими системами IFES.
На сегодняшний день практически все оборудование для систем IFES поставляется двумя ведущими производителями – Thales Aerospace и Panasonic Avionics. Фирмы-разработчики пытаются скрупулезно отслеживать особенности ежедневной работы своего оборудования. Как проинформировал вице-президент по инженерным разработкам авиакомпании Emirates (ОАЕ) Махмуд Амин (Mahmood Ameen), на современных пассажирских самолетах установлено в среднем около 2000 электронных устройств, которые подключены к общей базе данных. Для эффективного контроля их работы необходимо непрерывно получать оперативную информацию о текущем состоянии развлекательных систем.
По мнению господина Амина, есть два варианта решения этой задачи: либо установить дополнительные приборы мониторинга бортовых систем, либо оборудовать IFES специальными модулями самотестирования. В обоих случаях информация должна передаваться с самолет на землю с помощью радио или спутникового соединения.
Вышеупомянутые идеи нашли поддержку у руководства производственного конгломерата Airbus. Вице-президент этой крупнейшей европейской компании Джорг Рейтман (Joerg Reitmann) полагает, что наряду с предложениями арабских коллег, есть смысл вести электронные журналы функционирования бортовых систем самолета, так как консолидированная информация должна быть доступна как разработчикам IFES, так и другим заинтересованным сторонам: авиаконструкторам или авиакомпаниям. По его мнению, это помогло бы задействовать большее количество специалистов для отладки возникающих поломок, снизить расходы на обслуживание аппаратуры и повысить степень ее надежности.
Фирма Inflight Сanada со штаб-квартирой в Монреале (Канада) успешно решила проблему размещения громоздких блоков питания под креслами пассажиров. В 2006 году она запатентовала систему iCACHE, благодаря которой питание, проводка и процессоры индивидуальных мониторов размещаются в нишах под полом салона. Во-первых, это новшество защищает чувствительные элементы электроники от загрязнения и механического повреждения, а, во-вторых, обеспечивает естественное охлаждение блоков питания, что значительно продлевает срок их службы. И самое главное, новая технология освобождает массу пространства под сидениями пассажиров, что особенно важно для эконом-класса.
По словам президента Inflight Canada Джорджа Смолхорна (George Smallhorn), с тех пор, как в 2006 году скрытые от внешнего воздействия блоки комплектов iCACHE были установлены на самолетах Boeing 777 и 767-300 авиакомпании Air Canada, не зарегистрировано ни одной неисправности. Что же касается доступных для пассажиров элементов (например, жидкокристаллические дисплеи и пульты дистанционного управления), то количество их поломок осталось на прежнем уровне.
Поскольку технологии информационно-развлекательных систем развиваются быстрыми темпами, ежегодно компании-производители вынуждены ремонтировать тысячи единиц бортового оборудования. Для всесторонней поддержки своих клиентов компания Thales Aerospace создала глобальную сеть технического обслуживания Aerospace Services Worldwide (ASW) с главными офисами в США, Китае, Франции и Сингапуре. Всего компанией запущены в работу 16 фирменных станций технического обслуживания, а до конца 2008 года планируется увеличить их количество до 40.
Гордостью корпорации Thales Aerospace является новая программа обслуживания информационно-развлекательных систем TopSeries. Большой спрос на этот вид сервиса обусловлен тем, что эта IFES имеет ультрасовременную комплектацию (беспроводный Интернет, кабельное телевидение, радио, возможность подключения портативных компьютеров, объединенная система индивидуальных дисплеев и др.), и поэтому исключительно сложна в обслуживании.
Особенность сервиса состоит в том, что компания-поставщик и авиакомпания-клиент предварительно заключают соглашение на обслуживание. В дальнейшем компания-поставщик производит детальный анализ маршрутов, узловых и пересадочных точек, пассажиропотока своего клиента, и на основании всей этой информации размещает свои сервисные центры, круглосуточно отслеживающие техническое состояние соответствующего оборудования на бортах самолетов. В случае каких-либо поломок или сбоев во время работы техники осуществляют ремонт немедленно после посадки самолета. Благодаря такой отлаженной работе даже самые критичные поломки IFES не могут нарушить расписание полетов воздушных суден авиакомпании.
Что же касается причин столь невысокой степени ненадежности бортовых информационно-развлекательных систем, то, по мнению директора по маркетингу компании Pаnasonic (Япония) Цедрика Родса (Cedric Rhoads), все дело в отсутствии соответствующего опыта у производителей IFES. Эти технология настолько быстро развиваются, что зачастую просто не хватает времени для анализа текущих ошибок или поиска более устойчивых материалов.
Прочность IFES повышается, и в этом немалая заслуга компании Panasonic Avionics, которая уже около 30 лет занимается производством и обслуживанием информационно-развлекательных систем. Руководство компании постоянно пытается улучшить техническое сопровождение своей продукции, являющееся залогом успешного продвижения японского бренда на международном рынке.
Эффективным средством сотрудничества с клиентами стал портал MyIFE, где пользователи могут в режиме реального времени отслеживать состояние своих суден, выбирать программы технического обслуживания, сообщать о наличии неполадок, о работе сменных блоков, об изменениях в расписании своих полетов и прочее.
В компании Panasonic Avionics убеждены, что информация о неполадках должна поступать в базу данных как можно скорее. С этой целью в бортовое оборудование встраивается программа самотестирования, мгновенно передающая детальную информацию о работе системы через спутник техническим специалистам на землю, благодаря чему время, затрачиваемое на диагностику, сводится к минимуму.
Единственное неудобство – дороговизна спутниковой связи. Поэтому авиакомпании ограничиваются передачей сообщений лишь о критических сбоях в центральных блоках системы, либо же о поломках индивидуальных комплектов электроники в салонах бизнес- и первого класса. Поэтому Panasonic Avionics планирует усовершенствовать процедуру он-лайн диагностики с помощью нового провайдера широкополосной спутниковой связи – eXConnect.
Осознавая огромную ответственность за качество продукции, производители пытаются повысить надежность работы информационно-развлекательных систем. Одна из разработок Panasonic Avionics в этом направлении – система QP1, имеющая надежность функционирования IFES на уровне 99%. Устойчивость к поломкам следующего поколения этих систем (QP4) будет равна 99,95%.
Источник: Inflight Сanada