История компании Piper Aircraft буквально состоит из исторических достижений. И недаром ее основателя Уильяма Т. Пайпера называют Генри Фордом от авиации. А желтый знак его клуба – признанный символ бизнес-авиации.
История компании Piper Aircraft буквально состоит из исторических достижений. И недаром ее основателя Уильяма Т. Пайпера называют Генри Фордом от авиации. А желтый знак его клуба – признанный символ бизнес-авиации
Изделия шелковой фабрики
Нефтяник Билл Пайпер из Брэдфорда, штат Пенсильвания, не имел ровно никакого опыта в авиации, когда вошел в правление директоров Taylor Aircraft Company в начале 20-х годов прошлого века. Тогда братья Тэйлоры создали свой первый легкий моноплан с двигателем Brownbach «Tiger Kitten» в 20 лошадиных сил. Именно с этой маленькой машины и началась история большой компании. Но главным ее символом, конечно же, стал следующий самолет Билла Пайпера и главного инженера Вальтера Жамоно – бестселлер мировой авиации – исторический Piper J-3 Cub. И сразу дела у компании пошли сверхуспешно. Этому, как ни странно, помог и… пожар, который в 1937 году уничтожил завод в Bradford, после чего компания перенесла сборку своего шедевра на старую шелковую фабрику в Лок-Хейвен, штат Пенсильвания. Производство расширилось, и тогда же фирма стала называться The Piper Aircraft Corporation.
Вторая мировая война призвала на службу производителей самолетов гражданской авиации. И компания Piper отозвалась на этот призыв изменением J-3 под военное использование. Так появилась модель L-4, которая отлично зарекомендовала себя в качестве тренировочной для боевых летчиков. Почти 6000 L-4 были поставлены на службу за время войны.
Рост и развитие
Впрочем, не всегда все шло гладко. В 1947 году у компании возникли серьезные финансовые проблемы, и временно она перешла под контроль банков. Однако конструкторы не сложили руки, и вскоре появилась новая модель Piper Vagabond, которая спасла компанию. Это был первый короткокрылый Piper, сразу же покоривший летающую публику.
А уже в феврале 1954 года Piper представил свой первый цельнометаллический самолет, Apache. Он стал первой двухдвигательной моделью компании и положил начало многочисленной «индейской» серии. Вслед за ним последовал второй «индеец» – одномоторный Comanche.
Успех Apache вселил уверенность Piper в светлое будущее частной авиации, и компания расширила исследования возможностей в этой области. В 1957 году была построена новая испытательно-исследовательская база в Веро-Бич (Vero Beach), штат Флорида. Солнечный штат оказался идеальным местом для летных испытаний. И первым свершением нового «КБ» стал PA-25 Pawnee.
Использование новых технологий в Веро-Бич привело к появлению самолета, ставшего предшественником целого успешного семейства. Им стал PA-28 Cherokee, который был сертифицирован в октябре 1960-го, а производиться начал с января 1961 года. Одномоторный четырехместный самолет Cherokee стал основой для более чем половины всех самолетов Piper в последующие десятилетия. Такие модели как Warrior, Archer, Dakota, Arrow, Seneca и Saratoga, были созданы на основе этого прорыва.
Одного мотора мало
Хотя компания основывалась на одномоторных моделях, но она вовсю разрабатывала и новые двухмоторники. В 1967 году появился двухмоторный вариант модели PA-31 Navajo. Этот самолет с VIP-салоном пришелся как раз на растущий спрос самолетов бизнес-класса. Была запущена целая серия похожих моделей. Это были Navajo Chieftain и Mojave, а за ними последовали двухтурбовинтовые Cheyenne I, Cheyenne II и Cheyenne II XL.
В 1971 году увидел свет PA-34 Seneca. Легкий шестиместный двухмоторник был построен на базе Cherokee Six. С самого начала Seneca рассматривался в качестве воздушного такси, как надежный чартерный самолет и тренажер для пилотов, переобучаемых на многомоторные самолеты. Все эти потребности его модификация – Seneca V – с легкостью удовлетворяет и сегодня.
Новым достижением Piper стал в 1979 году Cheyenne III, который позже улучшили до Cheyenne III A. В этом мощном самолете можно было установить до 11 пассажирских мест, он развивал скорость до 300 узлов, и мог, с помощью двигателей Pratt & Whitney в 720 лошадиных сил, без дозаправки пролететь 2000 сухопутных миль.
Новый Piper – к новым целям
В 1983 году, когда многие производители отступали или уходили с рынка, Piper представил летающему сообществу абсолютно новый самолет. PA-46 Malibu подоспел как раз в то время, когда рынку нужен был взрыв. И он его произвел. Джет сразу завоевал сердца владельцев частных самолетов, особенно тех, для кого они являлись инструментом бизнеса. Правда, чтобы первый Malibu запустить в воздух, потребовалось три года исследований и доработок. Но в итоге получился отличный герметизированный, шестиместный одномоторник, отличавшийся повышенным комфортом и прекрасными летно-техническими характеристиками. При этом стоимость его и цена обслуживания оказались намного ниже, чем у конкурентоспособных моделей. А в 1988 году появилась его еще более продвинутая версия – Malibu Mirage.
В 1995 году компания подверглась серьезной реструктуризации и стала называться New Piper Aircraft, Inc. Инженеры начали активные исследования и развитие программы вывода на рынок принципиально новых самолетов. Новая эра в истории компании стала разворачиваться вместе с появлением Malibu Meridian и Piper 6X и 6XT. Но, пожалуй, самым впечатляющим прорывом стала разработка нового 6-местного реактивного самолета PiperJet. В воздух машина должна подняться уже в середине 2008 года. А поставки клиентам намечены на первую половину 2010 года.
Источник: Luxury-Info