В рамках международных санкций против России канадский производитель Pratt & Whitney прекратил поставку двигателей PW207K для вертолетов «Ансат».
По мнению ведущего российского аналитика вертолетного рынка Евгения Матвеева, произошло то, что и ожидалось. «Пример Ми-38 с аналогичными канадскими PW127T/S ничему не научил. За два десятка лет «Ансат» так и не получил отечественный двигатель, несмотря на многочисленные обещания, выставки, презентации, дифирамбы, премии… Наше вертолетное двигателестроение наглядно показало не только отсутствие профессионализма и патриотизма, но и ответственности. Никто не спросил, почему до сих пор нет собственных двигателей для вертолетов. Почему? Под угрозой оказалась не только программа «Ансат», но и Ка-62, Ка-226, VRT500. В условиях отсутствия своих двигателей, будем летать, обслуживать и ремонтировать чужие, до тех пор, пока будут запасные части и агрегаты, оснастка и специалисты… А потом? Сегодня никто не даст ответа. И последнее, запрет на поставку двигателей PW207К нацелен на вертолеты нашей санитарной авиации – самой гуманной авиации, которая защищает жизнь и здоровье людей. По существу, это продолжение объявленной нам «войны». Это значит, что пути и методы борьбы за вертолетные двигатели должны быть соответствующими моменту. Жесткое государственное регулирование с наивысшим приоритетом и совершенно другим уровнем ответственности», - отметил Евгений Матвеев.
Отечественная альтернатива
Летом прошлого года в рамках МАКС-2021 был представлен демонстратор двигателя ВК-650В разработки предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха АО «ОДК-Климов». Тогда производитель сообщил, что силовая установка находится на втором этапе испытательной программы.
Далее АО «ОДК-Климов» планирует перейти к инженерным испытаниям опытных образцов, в ходе которых будет выполнена предварительная проверка заложенных в двигатель характеристик и подготовка к зачетным испытаниям.
Двигатель ВК-650В создается в широкой отраслевой кооперации. На предприятиях-партнерах изготавливают материальную часть опытных образцов двигателя. Так, ФГУП «ВИАМ» стало изготовителем и поставщиком аддитивных заготовок (сопловые аппараты турбин, переходной канал и др.). Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации АО «ОДК-Климов» и ПАО «ОДК-УМПО» изготовили детали и узлы из заготовок, поставляемых «ВИАМ». Сейчас ОДК-УМПО внедряет технологии сварки и пайки аддитивных заготовок, разработанные «ВИАМ». К моменту создания 3-его опытного образца ВК-650В на уфимском предприятии уже будут внедрены технологии, позволяющие осуществлять полное производство аддитивных деталей двигателя.
Двигатель ВК-650В имеет взлетную мощность 650 л.с., предназначен для эксплуатации в составе российских вертолетов легкого класса Ка-226Т. Также возможна его установка на вертолеты АНСАТ, VRT500 и зарубежные вертолеты того же класса грузоподъемности. Главные преимущества нового двигателя – это развитая система послепродажного обслуживания и высокий ресурс при сохранении конкурентоспособных технических характеристик двигателя.
Первый двигатель-демонстратор ВК-650В был собран в декабре 2020 года. В начале 2021 года был выполнен первый успешный запуск с розжигом камеры сгорания. Сертификация двигателя запланирована на 2023 год.